|
|
N°160, 04 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Размер значения не имеет
Россия поможет пакистанской разведке
Россия поможет Пакистану в создании национальных средств космической разведки. В понедельник премьер-министр Михаил Касьянов завизировал распоряжение №1169-р, которое разрешает запуск пакистанского спутника «Бадр-Б» ракетой-носителем «Зенит» с космодрома Байконур. В связи с чем российским космическим войскам предписано «на договорной основе оказать услуги» по запуску спутника, а также обеспечить при этом «допуск иностранных специалистов на объекты Минобороны России». По сведениям информированных источников газеты «Время новостей», общая стоимость представляемых Пакистану космических «услуг» сравнительно невелика: контракт на запуск «Бадра-Б», заключенный между «Росавиакосмосом» и пакистанской комиссией по исследованию космоса и верхних слоев атмосферы, оценивается в 800 тыс. долларов.
Дешевизна запланированного запуска объясняется тем, что «Бадр-Б» принадлежит к классу малых космических аппаратов (весом менее 100 кг) и выводится на орбиту в качестве «попутного груза». Тем же рейсом ракета-носитель «Зенит» запустит в космос два российских спутника («Метеор-3М» и «Компас») и германско-марокканский космический аппарат «Марок/Тубсат». Тем не менее для Исламабада в данном случае «размер значения не имеет». Во-первых, потому что он не мешает обретению Пакистаном долгожданного статуса «космической державы». А во-вторых, потому, что основные задачи, для решения которых Пакистан рвется в космос, связаны главным образом с разведкой. С этим же сейчас отлично справляются и сравнительно небольшие космические аппараты.
Правда, сам по себе «Бадр-Б» трудно считать профессиональным «космическим шпионом» -- спутник создан силами исключительно самих пакистанских ученых, у которых просто нет опыта разработки такого рода технических систем. Кстати, и задачи, которые предстоит решать на орбите «Бадру-Б», оговорены в контракте с Россией весьма расплывчато: здесь фигурируют одновременно «метеорологические наблюдения, фотосъемка» и даже «проверка надежности работы служб связи». Скорее всего Исламабад просто хочет убедиться в том, что имеющиеся в его распоряжении технические средства позволяют поддерживать устойчивую связь с космическим аппаратом на орбите. И лишь после этого запускать в космос что-нибудь посерьезнее «Бадра-Б».
Второй этап пакистанской космической программы как раз и предполагает заказ у России «чего-нибудь посерьезнее». Пакистанская комиссия по исследованию космоса и верхних слоев атмосферы уже выясняла на переговорах с представителями «Росавиакосмоса» возможность разработки и постройки отечественными ракетно-космическими фирмами «спутника для дистанционного зондирования Земли с высокой разрешающей способностью» -- другими словами, классического аппарата космической разведки, построить который самим пакистанцам пока не под силу. Предлагаемая пакистанской стороной ориентировочная стоимость этого проекта в 130 млн долларов (включая доставку спутника на орбиту) вполне устраивала Россию. Однако контракт об этом до сих пор так и не подписан: Москву, судя по всему, несколько смущает то, что роль главного объекта пакистанского космического шпионажа отводится нашему давнему союзнику -- Индии.
Юрий ГОЛОТЮК