|
|
N°210, 11 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наш искренний Балабанов
Известный режиссер решил поэкспериментировать с мелодрамой
Алексей Балабанов завершил съемки фильма «Мне не больно» по сценарию Валерия Мнацаканова (кинокомпания СТВ, продюсер Сергей Сельянов). Весной фильм должен выйти на экраны.
Это история трех товарищей -- на фоне современной жизни. Миша, Олег и Алька ради заработка решили заняться оформлением квартир для богатых людей. Так они встретили Натэллу Антоновну, Тату, женщину чуть старше их самих, которая помогает найти клиентов, потому что сама отчасти принадлежит новорусскому миру. У Миши и Таты возникает роман...
Балабанов прославился «военными» и «полувоенными» фильмами, которые чувствительным людям трудно смотреть не зажмурившись. И все как-то подзабыли, что его картина «Про уродов и людей» была, по сути, о несчастной, отвергнутой любви.
Теперь объявлено: Балабанов впервые делает мелодраму, а сам он признается, что о любви «снимать сложно». О взаимной и вроде бы счастливой -- вдвойне сложно. О счастливой, которая плохо закончится, -- втройне. На эти предполагаемые обстоятельства накручиваются дополнительные обертона.
Балабанов работает в авторском кино -- и даже «Жмурки», многими принятые за образец жанра, на самом деле оказались замысловатее -- примером игры в игру. Можно ожидать, что и в новом случае главным будет не мелодрама, а отношение Балабанова к нынешней отечественной мелодраме (предъявленной в первую очередь не на кино-, а на телеэкране).
Еще один важный момент -- исполнители. Режиссеры «авторского» направления нередко предпочитают приглашать малоизвестных артистов или непрофессионалов. Балабанов же, в соответствии со своей манерой, откровенно использует шлейф прежних ролей, что тянется за актером. Поскольку он приглашает суперзнаменитостей, то у него работают и личностные их параметры. В новом проекте опять встречаются Рената Литвинова (Тата) и Никита Михалков (олигарх Сергей Сергеевич) -- яркие фигуры отечественного кинопейзажа. Также заняты Александр Яценко (Миша), Дмитрий Дюжев (Олег), Инга Стрелкова-Оболдина (Алька).
Основная лирическая струя связана с ролью Таты. Ренате Литвиновой выпало сыграть на этот раз не «бедную девушку»-стюардессу, а птичку в золотой клетке. Она и сама здесь золотая -- длинноволосая и рыжая. Литвинова говорит, что согласилась сниматься, поскольку Балабанов настоял, -- без нее, мол, фильма просто не будет, но вообще-то она актрисой себя не мыслит. Скромность (похоже, совершенно искренняя) Литвиновой завораживает: «Я -- как инструмент ответа на все вопросы Балабанова. Та самая нить, которая связывает художника с образом, который он себе придумал... Очень любопытно посмотреть, как он себе представляет женщину, в которую можно влюбиться... Я успокаиваю себя тем, что Тата -- такая его мечта...»
Литвинова, претендующая на авторскую позицию, по-товарищески солидарна с Балабановым-режиссером, который «спорит» с нынешней тенденцией продюсерского кино, где «можно поменять и режиссера, и оператора, и актеров, а ничего не поменяется, все равно все будет то же самое -- эти блокбастеры на два уикенда». (Хотя трудно предположить, что Балабанов подвергается каким-либо притеснениям со стороны своего продюсера Сергея Сельянова...) А Балабанова-человека Рената Литвинова характеризует так: «Трогательный. Беззащитный. И вообще, такой -- небожитель. Я про него знаю много подробностей, которые меня абсолютно поражают. Обезоруживают. Абсолютный небожитель. Вот если вы про деньги спросите -- они его абсолютно не волнуют. Он готов снимать бесплатно. Это редкий человек. Я таких не встречала. И в каком-то смысле я у него просто учусь. Как женщина, заточенная на деньги (смеется)... Нет, деньги -- это не главное. Не главное».
Литвинова подчеркивает (как и некоторые другие люди, знающие Балабанова лет двадцать): «Александр Яценко -- вылитый Леша в молодости. Безумно похож. Лицо, профиль, психофизические моменты... Мне кажется, его даже потому и утвердили на роль Миши. Каждый режиссер ищет alter ego...»
Здесь возможен еще один обертон будущей картины. Из сказанного исполнительницей главной роли следует, что жесткий и «неприятный» Балабанов (да, таков уж внешний его образ у многих -- в частности, у журналистов, которых этот режиссер терпеть не может) предстанет в картине чуть ли ни «со стороны брюшка», как тот самый хрестоматийный ежик. Между прочим, первым названием фильма было -- «Исповедь нежного сердца». Не исключено, что и второе -- «Мне не больно» -- изменится...
Эта вероятная искренность получит в картине мимолетное и вместе с тем совершенно документальное подтверждение. Очень простым образом. Одним эпизодом -- празднованием дня рождения олигарха. Наше новое кино еще не показывало, как это происходит. А происходят спектакли. Очень богатые люди, обнаружив, что для тела у них уже все есть, захотели чего-нибудь для души. Но -- эксклюзивно. Поэтому друг другу на дни рождения они дарят настоящие театральные представления. Нанимают профессиональных сценаристов, режиссеров, художников, актеров, певцов, кордебалет ведущих театральных трупп... Цирк, надо сказать, не котируется -- драма должна присутствовать, чувство. Соответственно выбирается и пьеса, которая как-то подстраивается под биографию именинника (заметим, не юбиляра -- праздновать юбилеи отправляются на специально арендованные острова в теплые моря). Или пьеса пишется на основе известного сюжета -- от «Снежной королевы» до «Голого короля». Спектакль длится обычно пятьдесят минут, чтобы гости не устали. Во время действия они не пьют и не едят, хотя накрыт фуршет, а потом обычно едут на банкет в дорогой ресторан. Впрочем, иногда для подобного празднования арендуют поезд, который мчится куда-то по российским железным дорогам...
Какая вампука была поставлена режиссером Балабановым и художником Павлом Пархоменко в роскошном интерьере знаменитого училища барона Штиглица в Петербурге, вы увидите в фильме -- вплоть до золотого фонтана из декоративной нефтяной вышки. Правда, эпизод этот недлинный и, что называется, проходной. Миша и Тата оказываются на таком празднике, где происходит знакомство Таты с олигархом Зильберманом (Марк Рудинштейн). А вокруг, гостями на вечеринке, тусуются реальные питерские знаменитости: Кирилл Набутов, Сергей Шолохов с женой Татьяной Москвиной и кинорежиссер Дмитрий Месхиев. Нет сомнения, что эти персонажи в кадре вызовут такую же радость у зрителя, как появление Иосифа Кобзона в фильме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» четверть века назад. Прием не нов, но работает безотказно. Еще одна цитата из действительности -- и вымышленная история уже совершенно реальна, и над этим вымыслом обольемся слезами.
Ольга ШЕРВУД, Санкт-Петербург