Время новостей
     N°209, 10 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.11.2005
Водителей маршруток спустят с небес
Московские власти активизируют борьбу за безопасность общественного транспорта
Принятие Госдумой в первом чтении закона «О транспортной безопасности» московские власти, похоже, восприняли как руководство к действию. Не дожидаясь, пока федеральные депутаты с подачи Минтранса окончательно утвердят новые, более жесткие требования к транспортным предприятиям, направленные на предотвращение терактов и снижение вероятности аварий, в столице решили в ближайшее время снизить риски для пассажиров городского транспорта. Москвичей наверняка устроят меры, которые затрагивают такие популярные виды транспорта, как маршрутные такси и метро.

По статистике, юркие маршрутки остаются в столице самым аварийным видом транспорта. В условиях, когда тотальные проверки технического состояния «Газелей» и прочие «месячники безопасности» оказываются неэффективными, столичный департамент транспорта и связи решил воспользоваться на дорогах города опытом авиаторов. В ближайшее время в маршрутках начнут устанавливать «черные ящики» на манер самолетных. Заместитель руководителя департамента транспорта и связи правительства Москвы Александр Воробьев рассказал вчера, что информация, поступающая с этих приборов, позволит отслеживать скоростной режим и другие необходимые данные о движении автотранспорта. Правда, он признал, что «эффективность «черных ящиков» позволяет, к сожалению, получать информацию только во время разбора ДТП, но не позволяет предотвратить аварию». А значит, нововведение просто-напросто лучше определит, кто виноват, задним числом проконтролирует поведение водителя, но никак не повлияет на техническое состояние автомобиля или дорожную обстановку. Возможно, поэтому коммерческие организации-перевозчики пока и не выступили против внедрения на маршрутах такого оборудования.

Если пассажиров наземного транспорта власти пытаются с помощью «черных ящиков» защитить прежде всего от непрофессионализма водителей, то москвичей, пользующихся услугами метрополитена, оберегают от правонарушений и преступлений иного толка. После трагедии в московском метро в феврале 2004-го и взрывов в лондонской подземке минувшим летом особое внимание уделяется антитеррористическим мероприятиям. Одним из них должно стать появление в метрополитене комнат милиции со стеклянными стенами. Как рассказал вчера начальник управления внутренних дел на Московском метрополитене ГУВД Москвы Николай Иванов, «с одной стороны, это внешний фактор, когда сотрудник милиции всегда на виду, с другой стороны, это удобство в обозрении обстановки и реагировании на нее, так как в этот стеклянный пост будут выведены мониторы с телекамер, контролирующих ситуацию во всех уголках станции метрополитена».

В УВД надеются, что сквозь стеклянные стены милиционер сможет наблюдать и контролировать пассажиропоток, оперативно реагировать на любые правонарушения. Первая «стеклянная комната» была открыта год назад на станции «Охотный ряд», затем такие же появились на «Маяковской» и открытой недавно станции «Деловой центр». По словам г-на Иванова, ко Дню милиции застеклят милицейские посты на станциях «Пушкинская», «Выхино», «Семеновская», а также на шести станциях Филевской линии.

По мнению самих работников метрополитена, противодействие терроризму не должно отвлекать власти от решения других проблем безопасности пассажиров подземки -- прежде всего связанных с неудовлетворительным состоянием техники. Как заявила вчера председатель профсоюза Московского метрополитена Светлана Разина, «в метрополитене ветхий подвижной состав, который требует немедленной замены, причем такая картина наблюдается на всех ветках метро». По ее словам, большинство вагонов метро имеют дефекты тележек колесных пар. «Когда вагоны отправляют на ремонт, только 10% колесных пар не имеют трещин», -- утверждает г-жа Разина, поведавшая, что мелкие поломки подвижного состава случаются чуть ли не ежедневно.

Не исключено, впрочем, что заявления о количестве неисправных электропоездов могут быть преувеличением. Дело в том, что о безопасности пассажиров представители профсоюзов начали говорить в запале борьбы за права и повышение зарплат сотрудников метрополитена. Однако членам городского правительства теперь придется обратить внимание не только на "стеклянные комнаты" и "черные ящики", но и на колесные тележки.

Ирина БЕЛАШЕВА