Время новостей
     N°160, 04 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2001
Новая оружейная революция
«Президентские списки» позволяют обойтись без президента
Экспорт российского оружия становится прозрачнее: правительством рассекречены два основополагающих документа, на которых строится вся система военных поставок за рубеж, -- так называемые президентские списки №1 и №2. Первый из них определяет, какие именно виды вооружения и военной техники разрешается продавать иностранным заказчикам. Второй содержит перечисление государств, которые могут стать покупателями продукции из «списка №1». Конкретное содержание «президентских списков» по-прежнему относится к сфере высших государственных секретов и огласке не подлежит. Однако же подписанное г-ном Касьяновым правительственное постановление №647, во-первых, вводит в несекретный оборот упоминание «президентских списков» (раньше любую ссылку на существование этих документов формально уже можно было считать покушением на гостайну). А во-вторых, оно содержит четко расписанный порядок разработки списков №1 и №2. Это должно обеспечить нормальную скорость подготовки контрактов на экспорт российского оружия (медленное оформление бумаг всегда было одной из главных проблем ВПК) с одновременным ужесточением контроля за соблюдением норм национального и международного законодательства.

По сведениям источников газеты «Время новостей» в Комитете по военно-техническому сотрудничеству (КВТС), вывод «президентских списков» из «подполья» должен привести к настоящей революции в экспорте отечественных вооружений. Для большинства контрактов на поставку российской «спецтехники» за рубеж теперь не требуется специальных разрешений Кремля или правительства (раньше президентская виза была обязательна на любом из подобных документов). Если контракт полностью соответствует «спискам» (то есть страна-заказчик фигурирует в списке №2, а товар, который она хочет приобрести, значится в списке №1), КВТС может приступать к его исполнению, ограничившись лишь его визированием в МИДе и Генштабе. Формально Кремль ввел в действие эту схему еще в декабре прошлого года, однако до тех пор, пока не было ясности с самими «президентскими списками», она не работала. Параллельно с «легализацией» было проведено и существенное расширение «списка №1»: он увеличен более чем на 700 наименований военного снаряжения.

Решение относительно списков может упростить судьбу и другого президентского указа -- о предоставлении ряду предприятий ВПК права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Речь идет о т.н. «финишных предприятиях» оборонки, выпускающих конечную продукцию. Их возможности будут жестко ограничены правом на ремонт ранее поставленной техники и поставку к ней запчастей.

Предполагалось, что указ выйдет в ноябре 2000 года, одновременно с указом об образовании «Рособоронэкспорта». Этого не произошло. По сведениям газеты «Время новостей», против активно выступал экс-глава ФГПУ «Промэкспорт», нынешний первый замгенерального директора «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов. Несмотря на сопротивление руководства «Рособоронэкспорта», в середине лета 2001 года проект указа был направлен в президентскую администрацию, где находится и поныне. Проблема в том, что разрешения будут даваться не указами президента, а соответствующими распоряжениями КВТС, что может ускорить принятие решений и в то же время не нарушит существующую систему ВТС.

Однако против такого делегирования прав президента, по сведениям газеты «Время новостей», выступило Главное правовое управление, по инициативе которого якобы и откладывается подписание документа. В поддержку получения КВТС права на выдачу предприятиям соответствующих разрешений выступает Илья Клебанов и собственно сам комитет. На прошлой неделе эта проблема сначала обсуждалась на рабочем совещании в Белом доме, а затем затрагивалась на встрече президента с г-ном Клебановым. К какому решению в итоге пришел президент, пока неизвестно, однако, по сведениям из Кремля, затягивать его принятие глава государства не собирается.

Юрий ГОЛОТЮК, Ольга АНТОНОВА