|
|
N°208, 09 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без Волхва
В минувшую субботу на 79-м году жизни скончался известный Джон Роберт Фаулз. Об этом сообщил представитель его издателя, добавив, что смерть наступила после продолжительной тяжелой болезни. Писатель имел репутацию очень замкнутого человека. В своем последнем интервью газете «Гардиан» (2003) Фаулз жаловался, что читатели его преследуют, в своем стремлении пообщаться с любимым писателем забывая о том, что столь навязчивое внимание может действовать ему на нервы.
Фаулз родился 31 марта 1926 года в Ли-Он-Си (графство Эссекс). После учебы в закрытой школе в Бедфорде и службы в Королевском флоте он продолжил образование в Оксфорде, где получил степень бакалавра гуманитарных наук по специальности «французская литература» (1950), а затем преподавал английский язык и литературу во Франции, Греции, в Лондоне и его окрестностях. Изданный в 1963 году первый роман «Коллекционер» принес автору большой успех; он смог оставить педагогику и сосредоточиться на писательстве. Уже через два года в Англии появился одноименный фильм (режиссер Уильям Уайлер, в главных ролях -- Теренс Стамп, Саманта Эггар). Вслед за «Коллекционером» вышел быстро ставший культовым роман Thе Magus (1965; в русском переводе -- «Волхв»), затем (1969) роман «Женщина французского лейтенанта», фильм по которому (1981) с Мерил Стрип и Джереми Айронсом в главных ролях номинировался на «Оскар». Автором сценария этой картины выступил будущий лауреат Нобелевской премии (2005) Харольд Пинтер.
Из-под пера Фаулза вышли еще три романа («Дэниел Мартин», «Мантисса», «Червь»), сборник повестей и рассказов «Башня из черного дерева», философская книга «Аристос», стихи, киносценарии, литературоведческие статьи, эссе, воспоминания и размышления, наиболее полно представленные в сборнике «Кротовые норы» (1998).
О творчестве Фаулза говорит Ирина БЕССМЕРТНАЯ, литературовед и переводчик, благодаря которой русскому читателю стали доступны несколько его книг:
-- Сейчас, когда Фаулза уже не стало, его правомерно назвать великим писателем. Сам он никогда не называл себя британским писателем, считая, что этот эпитет является символом имперских устремлений. Не хотел он быть и только английским писателем, он писал для всех, хотел, чтобы его читали и в Европе, и в Америке, и вообще везде. Так оно и есть, он стал всемирным писателем.
В любом жанре -- художественной прозе, публицистике, философских текстах -- он оставался философом. На мой взгляд, ни одно его произведение не похоже на другое. Он сознательно выбирает разные жанры, каждое его сочинение резко отличается от предыдущего. Нельзя не отметить язык Фаулза. Он всегда был против упрощения языка, якобы необходимого для того, чтобы сочинение могли понять все слои населения. Он считал, что язык должен развивать, воспитывать читателя.
Еще в самом начале Фаулз определил свое кредо -- не развлекать, а открывать, расширять кругозор, показывать необычное в привычном, и он всю жизнь последовательно придерживался этого правила. Фаулз считал, что писатели делятся на две категории -- «развлекателей» и «проповедников». В эссе «Я пишу, следовательно, я существую» читаем: «Я не против развлекателей, я против их теперешней гегемонии». Там же говорится о желании повлиять на общество, сделать его лучше -- повлияв на отдельного человека. Так он и писал, расширяя кругозор читателя не только содержанием, но и формой своих книг.
Хотя я уверена, что книги Фаулза будут интересны и в XXI веке, можно сказать, что он, пусть и опережая свое время, все же принадлежал ХХ столетию. Вместе с ним уходит целая эпоха.
|