|
|
N°208, 09 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фемида из вагончика
Значительно повысив зарплаты судьям, государство не решило их квартирный вопрос и не гарантировало безопасность
Кадровые проблемы российской системы правосудия вновь поднимались вчера на очередной встрече Владимира Путина с главами высших судов страны. Очередной темой беседы президента с руководителями Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного суда стала практика применения нового Жилищного кодекса, но не обошлось и без обсуждения болевых точек российской Фемиды. Г-н Путин интересовался не только тем, «как складывается правоприменительная практика в отношении важнейших для регулирования жизни граждан законодательных актов», но и темпами преобразований в судебной системе. В свою очередь глава КС Валерий Зорькин заявил, что «основная задача сделать правосудие более эффективным» и наметить общие меры по совершенствованию и развитию судебной системы, включая подготовку кадров.
Действительно кадровый вопрос является одной из главных проблем юстиции: с одной стороны, система испытывает явный дефицит служителей Фемиды, с другой -- не перестают раздаваться обвинения судей в коррупции. В последнее время все чаще предлагается ужесточить процедуру отбора судей, более тщательно проверять их имущественное положение и даже ввести постоянно обновляемую анкету с данными о судье. Предполагается, что ряд предложений, высказывавшихся в том числе и главами КС, ВС и ВАС, будут оформлены в виде законопроектов уже в ближайшие месяцы. Однако новые меры по противодействию коррупции предпринимаются уже сегодня. Например, в 70 регионах страны проводится эксперимент по психологическому тестированию кандидатов в судьи. Об этом, а также о других новых проектах, направленных на совершенствование деятельности отечественной системы правосудия, в интервью корреспонденту «Времени новостей» Юрию КОЛЕСОВУ рассказал генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр ГУСЕВ.
-- Александр Владимирович, что именно пытаются выявить психологи у кандидатов? Неужели опрос поможет вычислить склонность к взяточничеству?
-- Действительно, более чем в 70 регионах на постоянной основе проводится психологическая диагностика кандидатов на должность судьи. Судебный департамент подготовил и соответствующие проекты поправок к законам, касающимся назначения судей, которые были обсуждены и получили одобрение со стороны судейского сообщества.
Спектр задаваемых вопросов очень широк. В основном они направлены на выявление склонности кандидата к соблюдению социальных норм, его способности адаптироваться к новой для него должности. В частности, психологи проверяют, склонен ли кандидат ко лжи. Например, его спрашивают, боится ли он леса. Человек отвечает, что боится. Затем примерно через 20 пунктов задается вопрос, любит ли он собирать грибы. И человек отвечает утвердительно.
-- Неужели только на основании этого могут отказать?
-- Подчеркиваю, что тестирование проводится исключительно на добровольной основе, а отказ не должен повлиять на решение квалификационной коллегии судей. Многие из тех, кто отказался от прохождения психологической диагностики, были в итоге назначены на должность.
Вряд ли можно говорить об ужесточении требований к кандидатам на должность судьи. Речь идет о более тщательном отборе. Поскольку судья принимает значимые решения, то есть вероятность, что он может поддаться искушению и, как следствие, вынести несправедливый приговор.
-- А проводилось ли такое же тестирование назначенных ранее судей?
-- Нет. Мы прекрасно понимаем, что это можно превратить в инструмент расправы с неугодными судьями.
Вообще наибольший интерес у журналистов вызывает почему-то именно психодиагностика кандидатов, хотя в основе проекта лежит психологическое обеспечение деятельности судов в целом. Диагностика лишь один и далеко не самый значительный элемент. Прежде всего речь должна идти о психологической разгрузке судей, о психологическом сопровождении всей судебной деятельности. Ведь и судьи, и работники аппаратов судов работают в крайне неблагоприятных, эмоционально-напряженных условиях. Неправда, что после слушания одна из сторон всегда остается недовольной. На самом деле недовольными часто остаются обе стороны. Всего в системе судов общей юрисдикции уже работает более 30 психологов. Оценивая их работу, мы прежде всего ориентируемся на положительную реакцию со стороны судей.
-- Нагрузка на судей действительно очень высока, они рассматривают огромное количество дел. Когда наконец будут утверждены нормы нагрузки?
-- Мы готовим проект и окончательно разработаем его к концу года, после чего нормы нагрузки будут утверждены в виде закона или постановления правительства. Наша цель -- оптимизировать нагрузку на судей, работников аппаратов судов и мировых судей. И прежде всего мировых судей, на которых приходится огромный объем работы. В 2004 году на одного мирового судью в среднем в месяц приходилось более 120 дел, а в первом полугодии 2005 года эта цифра возросла до 126 дел. За показатель нагрузки мы будем брать не количество дел -- ведь на разные дела может уйти совершенно разное время, -- а количество часов, которое судья должен работать.
-- А предполагается ли увеличение численности судей в России, о чем уже давно говорят многие представители системы правосудия?
-- Нет, мы сейчас идем по пути увеличения числа помощников. В 2001 году в России было 17 242 судьи районного и областного звена, а к 2005 году их численность выросла до 22 265 человек плюс 907 судей военных судов. А количество помощников судей в 2001 году составляло всего 804 штатных единицы. На конец 2005 года их число выросло до 10 989 человек, и наша задача сделать так, чтобы у каждого судьи в итоге был свой помощник. Нужно также увеличить и численность мировых судей. В соответствии с проектом закона «О внесении изменений в п. 4 ст. 4 федерального закона «О мировых судьях в РФ», внесенным в Госдуму Верховным судом РФ, предполагается увеличение численности мировых судей на 1451 человека.
-- В этом году серьезно выросли должностные оклады судей. Сколько сегодня получает судья? И может ли рассчитывать на повышение зарплаты в дальнейшем?
-- С 1 января 2005 года оклады выросли в 1,2, а с июля 2004 года -- в 1,8 раза. С 1 июля 2006 года планируется увеличить должностные оклады в 1,32 раза. С 1 января 2007 года ожидается их увеличение в 1,75 раза. Сегодня судья районного суда получает в среднем 44 тыс., а областного -- 47 тыс. руб. Несколько сложнее обстоит ситуация с обеспечением судей жильем. Бюджет выделяет нам катастрофически мало денег -- 1 млн руб. на областные суды и 1 млн руб. на районные. Нам предлагают ввести систему жилищных сертификатов, но мы возражаем против этого.
-- Александр Владимирович, этой осенью исполнилось пять лет с момента восстановления судебной системы в Чечне. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о том, что в этой республике сегодня полноценно работает правосудие?
-- Есть один простой показатель работы судебной системы -- идут люди в суд или предпочитают искать другие способы решения своих споров и конфликтов. В Чечне общее количество дел, поступивших в районные суды, постоянно возрастает. Так, если в 2002 году было рассмотрено 1,8 тыс. уголовных дел, то только за первое полугодие этого года -- 1,2 тыс. Что касается гражданских процессов, то по состоянию на 1 сентября 2005 года были вынесены решения по первой инстанции примерно по 7,7 тыс. дел, примерно столько же, сколько и в прошлом году. Число же дел об административных правонарушениях в 2004 году увеличилось вдвое по сравнению с 2003 годом -- с 1,1 до 2,1 тыс. А в первом полугодии 2005 года их количество уже превысило уровень 2004 года и составило 2,4 тыс. дел. Если в таком непростом регионе, который столько лет жил без власти, без права, люди все-таки пошли в суд, значит, правосудие состоялось.
Ну а проблемы у судей те же, что и у их коллег в других регионах, разве что некоторые из них более остро стоят. Это вопросы безопасности, обеспечения деятельности судов, состояния зданий. Хотя по последнему показателю могу сказать, что суды Чечни находятся в куда лучшем состоянии, чем в других регионах. А здание Старопромысловского суда в разрушенном Грозном -- одно из лучших в России. Мы уже начали внедрять в этой республике и элементы информационной системы ГАС «Правосудие» -- 1/89-й той системы, которая к концу следующего года появится по всей стране. Более серьезная проблема -- это обеспечение судей и работников аппаратов судов жильем. Сейчас решается вопрос о покупке вагончиков для судей, чтобы им было где жить.
-- То есть вершители правосудия будут жить в вагончиках?
-- А что нам остается? Судьи-чеченцы, которых большинство, могут жить у родственников. А где жить их коллегам из других регионов? Ведь все больше судей приезжает в Чечню из других регионов -- из Самарской области, Северной Осетии, Дагестана, Ставропольского края, Калмыкии, Санкт-Петербурга и т.д. Сейчас многие из них снимают комнаты, живут у судей-чеченцев. В перспективе мы будем ставить вопрос о строительстве целого дома для членов Верховного суда Чечни.
-- А как обстоит дело с исполнением решений в Чечне?
-- Лучше, чем в среднем по стране. Это ведь зона особого внимания, в том числе и применительно к работе приставов.
-- А что вы можете сказать о давлении со стороны местных властей и кланов?
-- Не думаю, что судьям в Чечне приходится сталкиваться с этим явлением. Правда, скорее это вопрос к руководству судебной системы Чечни. Но я хочу отметить, что для защиты судей в этой республике сформированы специальные подразделения МВД. И это еще одна гарантия независимости чеченского правосудия.
Хотя, к сожалению, обеспечение безопасности судей остается одной из самых серьезных проблем не только в Чечне и на Северном Кавказе, но и по всей стране. Я связываю это с тем, что суды рассматривают многомиллиардные дела, от которых зависят судьбы очень влиятельных и богатых людей, огромных корпораций. И неудивительно, что появляется много желающих воспользоваться этой властью или надавить на судей. Просто позвонить и приказать судье уже нельзя, поэтому мы констатируем ежегодное увеличение количества нападений, угроз в отношении судей.
-- Но ведь эти задачи должны решать приставы.
-- Мы видим, что пока приставы не в состоянии обеспечить безопасность судей, поэтому мы уже несколько раз ставили вопрос о создании силового спецподразделения при Судебном департаменте.
Я могу вам привести примеры того, как приставы справляются со своей работой. И не нужно даже искать случаев угроз со стороны подсудимых, лидеров криминала или теневого бизнеса. У нас достаточно случаев, когда не была обеспечена безопасность судей, рассматривавших самые обычные дела. Например, в Приморском суде Санкт-Петербурга во время слушания дела в отношении нескольких милиционеров один из подсудимых пронес с собой гранату, и когда после оглашения обвинительного приговора к нему приблизился конвой, он ее взорвал. Погиб один человек и 11 человек пострадали. Если ему удалось пронести эту гранату, значит, не была обеспечена безопасность суда, не было металлоискателя. Приставы недосмотрели. Или еще один эпизод, над которым можно было бы посмеяться, если бы не было так грустно. Судья Василеостровского суда в том же Санкт-Петербурге вынес решение о взятии под стражу одного наркомана, но пристава в зале не оказалось, и судья пошел искать его, оставив обвиняемого наедине с девочкой-секретаршей. И этот парень попросту ушел из зала -- сидеть-то ему не хотелось. А потом государство тратит огромные деньги на то, чтобы разыскать человека.
К тому же согласно действующему законодательству приставы охраняют суды только в рабочее время. А судьи часто засиживаются в своих кабинетах допоздна. Получается, что в это время они остаются без защиты. Да, Минфин выделил 8000 сторожей на всю Россию. То есть на 2479 районных судов и 89 областных и равных им судов. К тому же сами подумайте, в силах ли пожилой человек, которого мы сможем нанять на те копейки, которые получает сторож, защитить судью?
-- А вневедомственная охрана МВД, услугами которой пользуется департамент, разве не обеспечивает дополнительную защиту?
-- Во-первых, вневедомственная охрана отвечает лишь за сохранность имущества судов. А во-вторых, ее услуги стоят так дорого, что нам было бы выгоднее обратиться к частным охранным предприятиям. Но, как вы понимаете, частники не могут охранять суды.
-- Для создания силового подразделения при департаменте потребуется не только дополнительное финансирование, но и поправки в законодательство.
-- На самом деле для нас непринципиально, при каком ведомстве будет создана такая структура -- при департаменте или нет. Главное -- обеспечить безопасность судей и судов.
-- Александр Владимирович, в 2007 году департамент планирует ввести в действие в стране информационную систему «Правосудие». Действительно ли судебная система, которую сегодня критикуют за закрытость, после этого станет доступнее для простых граждан и можно будет при желании ознакомиться с любым судебным решением?
-- К 31 декабря 2006 года мы создадим и внедрим автоматизированную систему правосудия в суды общей юрисдикции. Будет установлено 27 систем -- это и судебное делопроизводство, и судебная статистика, и видео-, конференц-связь, и еще целый ряд систем, позволяющих осуществлять оперативный контроль за сроками рассмотрения дел, взаимодействовать судам разных инстанций.
Возьмем для примера видео-, конференц-связь, которую мы сейчас активно внедряем, между судом областного звена и следственным изолятором. Это помогает решать проблему побегов из зала суда, позволяет экономить бюджетные средства -- ведь не нужно доставлять подсудимого в зал судебного заседания с другого конца страны. Мы работаем и в направлении внедрения системы аудиозаписи судебных процессов, что, по нашему мнению, позволит ускорить рассмотрение дел и даст возможность более качественно готовить протоколы судебных заседаний. Ведь сейчас, как вы знаете, секретарь судебного заседания осуществляет протоколирование вручную.
Эти нововведения помогут, кстати, и в решении проблемы безопасности судов. Уже в этом году система информационной безопасности будет опробована в пилотной зоне в Санкт-Петербурге.
-- Позволит ли ГАС «Правосудие» через Интернет знакомиться со всеми решениями, принимаемые судами общей юрисдикции?
-- Безусловно. В Интернете будут сайты крупных судов, на которых будут вывешивать их решения и решения других судов региона. Я уверяю вас, что отсутствие банка решений, позволяющее сегодня говорить о закрытости судебной системы, связано только с техническими проблемами. Не более того.
-- В 2006 году заканчивается срок действия пятилетней федеральной целевой программы развития судебной системы России. Будут ли в новой программе предусмотрены все проекты, о которых вы говорили?
-- Сейчас рассматривается два варианта -- либо продление действия программы с корректировкой, либо принятие новой программы. Мы надеемся, что в любом случае все те проекты, о которых мы говорили, найдут отражение в ней. В конце концов все они направлены на реализацию задач, которые поставили перед нами президент, председатель Верховного суда и судейское сообщество: доступность, независимость и авторитетность правосудия.
Беседовал Юрий КОЛЕСОВ