|
|
N°208, 09 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российские риски -- американская мечта
Страховщики США упорно стремятся на наш рынок
Россия еще не теряет надежду на вступление в ВТО в декабре. Хотя формально для этого необходимо согласие всех стран -- членов ВТО, все понимают, что фактически нужна поддержка только крупных стран. С Евросоюзом Россия договорилась уже два года назад. Сейчас на повестке дня -- только США. И не исключено, что именно по требованиям США Россия пойдет на уступки.
Финальная стадия российско-американских переговоров по вступлению России в ВТО становится все более напряженной. Как известно, стороны уже утрясли много спорных вопросов, но несогласованными остаются позиции по степени доступа иностранцев на российские финансовые рынки. Не добившись успеха по линии банковской системы (Россия категорически отказалась разрешать иностранным банкам создавать филиалы в нашей стране -- только дочерние банки), заокеанские переговорщики сосредоточились на страховом секторе. Российские власти уверяют, что и здесь их позиция непреклонна. Несколько дней назад министр финансов Алексей Кудрин заявил, что «по одной из наиболее чувствительных для нас тем -- по финансовым услугам -- наши возможности для маневра исчерпаны». Куратор переговоров -- глава Минэкономразвития Герман Греф -- в последнее время предпочитал не комментировать процесс.
Однако у американских властей появился аргумент, подтверждающий, что и их возможности для маневра исчерпаны. Американские страховщики считают неприемлемыми для себя «обсуждаемые самые новые условия» приема России в ВТО -- с таким заявлением выступила Американская страховая ассоциация (AIA), объединяющая более 435 страховых компаний США. Страховщики призывают администрацию США «не уступать» России в споре о доступе на русский рынок финансовых услуг.
Характерно, что неделей раньше письмо с просьбой не пускать на отечественный рынок филиалы иностранных компаний направили президенту Путину российские страховщики. Его причиной стало появление информации, что США в категоричной форме настаивают на открытии филиалов страховщиков Америки и Канады на территории России.
В своем письме президенту российские страховщики не возражают против увеличения квоты иностранных дочерних или совместных компаний с контрольной долей участия до 50% в совокупном капитале российских страховщиков (сейчас эта квота составляет 25%). Однако они против прямого доступа на национальный рынок филиалов иностранных компаний и предложили ввести мораторий: в течение пяти лет после вступления России в ВТО иностранные компании не смогут заниматься обязательными видами страхования, а также государственным страхованием, а в течение восьми лет -- страхованием жизни.
В ответ на такие жесткие требования российских коллег AIA в своем заявлении настаивает, в частности, на том, чтобы иностранным инвесторам разрешено было владеть «по меньшей мере 51% капитала страховой компании в момент вступления России в ВТО» и чтобы «ограничения прав собственности для иностранцев были полностью упразднены по истечении двух лет». Последнее требование не распространяется на компании, работающие в сфере страхования жизни. Американские страховщики утверждают, что «от России просят не больше, чем от других стран, добивающихся вступления в ВТО».
Однако Всероссийский союз страховщиков (ВСС) имеет по этому поводу свое мнение. «Мы считаем, что российский страховой рынок и так характеризуется высокой степенью открытости, -- заявил «Времени новостей» глава комитета ВСС по международным связям, президент НСГ Юрий Решетняк. -- На нем представлены практически все крупные международные компании. А для европейских страховщиков вообще нет никаких ограничений».
Сейчас на российском страховом рынке работают около 40 компаний с прямым иностранным участием, из них 22 -- с участием капитала из Евросоюза, семь -- из США. По данным «Росстрахнадзора», их сборы по итогам 2004 года составили 42 млрд руб., или 8,8% от общих поступлений страховщиков.
Очевидно, что когда переговорщики заявляют о непреклонности позиций, одна из сторон в результате все-таки вынуждена идти на компромисс. У Америки в этом споре такой необходимости нет.
Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА