|
|
N°209, 10 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свалка с историей
Первый на Дальнем Востоке полигон по утилизации высокотоксичных отходов хотят построить в самом грязном городе региона
Вопрос создания в Хабаровском крае полигона по захоронению ядовитых отходов промышленного производства решается уже почти год. Разработан проект, определена примерная смета строительства. Основная проблема -- место, где будет возводиться потенциально опасное сооружение.
Первоначально разместить комбинат по переработке токсинов собирались на пересечении двух крупнейших автодорог в крае -- трасс Комсомольск-на-Амуре -- Хабаровск и Лидога -- Ванино. По словам начальника отдела управления промышленными отходами при министерстве природных ресурсов Хабаровского края Александра Макарова, проектировщики при выборе места размещения будущего полигона исходили из соображений максимальной близости этого объекта к наиболее крупным промышленным центрам края. Поселок Лидога, в окрестностях которого и предполагалось начинать строительство перерабатывающего комплекса, расположен примерно на равном расстоянии от трех индустриальных центров Хабаровского края (Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и Советской Гавани), где находятся главные источники высокотоксичных веществ.
Однако после того, как о планах властей узнали местные жители, по Нанайскому району прокатилась волна стихийных митингов протеста. В поселке Лидога директор местной школы Ольга Шапилова организовала инициативную группу по проведению районного референдума по вопросам строительства опасного объекта. На митингах и сходах, которые проводились едва ли не еженедельно, люди грозили властям в случае начала сооружения комбината на их землях лечь под бульдозеры и не «допустить экологической катастрофы».
Президент ассоциации коренных и малочисленных народов Хабаровского края Галина Волкова рассказала "Времени новостей", что решающее слово в недопущении строительства полигона в Нанайском районе сыграли аборигены Приамурья. Выяснилось, что хранилище токсичных отходов предполагалось возвести на территории, имеющей статус земель традиционного природопользования. А федеральный закон о защите прав коренных и малочисленных народов России запрещает использование таких земель в промышленных целях.
В результате в начале ноября министерство природных ресурсов Хабаровского края представило общественности новый проект размещения полигона для захоронения высокотоксичных отходов. Краевые власти предложили построить комбинат в самом экологически грязном городе региона -- Амурске. Первыми с этим планом познакомили представителей коренных народов Приамурья. После того как аборигены убедились, что хранилище будет построено на достаточном удалении от мест их компактного проживания (в Амурском районе всего три национальных села: Джуен, Омми и Ачан), обновленный проект был одобрен ими единогласно. Зато городское население по поводу перспективы жить по соседству со складом крайне ядовитых веществ высказалось не столь однозначно.
«Видимо, где-то наверху решили, что лучшего места, чем Амурск, для могильника уже не сыщешь, -- отметил житель Амурска Василий Казанцев. -- Люди здесь ко всему привыкли, и к залежам ртути под комбинатом, и грязным воздуху и воде. Ну а то, что в Амурске и без могильника самая высокая смертность в крае, уже никого не волнует. Кто мог, давно уехал из города, а те, кто продолжает жить, надеются на возрождение Амурска, а не на создание в нем дополнительного источника экологической опасности».
У чиновников на этот счет прямо противоположное мнение. Начальник управления охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Хабаровского края Виктор Бардюк сообщил «Времени новостей», что именно строительство комбината по переработке высокотоксичных отходов могло бы способствовать улучшению экологической ситуации в Амурске и близлежащих поселках. При этом чиновники не могут объяснить, каким образом это улучшение произойдет. В то, что вновь построенный комбинат в первую очередь займется обработкой залежей вредных веществ, отравляющих жизнь жителям Амурска, верится с трудом. Скорее всего на комбинат будут свозить негерметично упакованные высокотоксичные отходы со всего Хабаровского края, так что воздух, земля и вода Амурска станут еще более ядовитыми.
Между тем почти в самом центре города располагается хлорный цех давно заброшенного амурского целлюлозно-картонного комбината, на котором еще с советских времен складировано более четырехсот тонн содержащих ртуть отходов. Контейнеры, где хранятся эти яды, имеющие наивысший класс опасности для человека, пришли в полную негодность. К тому же часть их была разукомплектована сборщиками цветного металла. В воздухе города Амурска содержание паров ртути превышают предельно допустимые концентрации в десятки раз. Результат -- самый высокий процент людей, страдающих онкологическими заболеваниями и болезнями легких. Помимо ртути в окрестностях Амурска и Комсомольска-на-Амуре скопились десятки тонн отходов оборонного производства давно обанкротившихся химических комбинатов.
Ежегодно на свалках промышленных отходов края оказывается 200 тонн новых химически опасных веществ. Один из самых крупных поставщиков ядовитых отходов -- авиационное предприятие в Комсомольске-на-Амуре. По словам г-на Бардюка, место складирования гальваношламов не отвечает современным санитарным требованиям. Так что ежегодно около 200 тонн этой опасной смеси, несильно уступающей по своим ядовитым свойствам парам ртути, складируется фактически на открытом воздухе.
Помимо всего этого в Хабаровский край нелегально ввозятся тонны отравляющих веществ из других регионов. Одно из нашумевших дел связано с деятельностью фирмы-однодневки ЗАО «Ресурс». Специалисты экологической инспекции на территории Солнечного и Комсомольского районов Хабаровского края обнаружили 450 тонн гальваношламов. Контейнеры с отравляющим веществом были найдены в болоте, на железнодорожной станции Хальгосо, в нескольких километрах от Комсомольска-на-Амуре, крупного промышленного центра с населением 300 тыс. человек. На всех емкостях стояла маркировка «селитра», примерно четверть контейнеров была вскрыта.
Как сообщил руководитель комитета по экологии администрации Комсомольского района Николай Гарбузяк, содержимое металлических ящиков было направлено на анализ в Институт химии дальневосточного отделения РАН во Владивостоке. Лабораторные исследования показали, что это вещество вовсе не селитра или какое-либо удобрение, а высокотоксичные отходы военного производства, завезенные еще весной 2003 года из Иркутской области. По словам начальника департамента по управлению промышленными отходами правительства Хабаровского края Александра Макарова, «бизнесмены во главе с директором ЗАО «Ресурс» Владимиром Крейнисом, получив за мнимую утилизацию деньги, просто выбросили десятки контейнеров с отравой в болото». А ЗАО «Ресурс» было ликвидировано. Против предпринимателей было возбуждено уголовное дело, но организатор сделки в настоящее время скрывается. Отходы из Сибири районные власти складировали в цехах заброшенного Солнечного горно-обогатительного комбината. Полностью утилизировать тонны отравляющих веществ в Хабаровском крае возможности нет.
Заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края Сергей Андриенко уверен, что строительство полигона по утилизации высокотоксичных отходов позволит существенно улучшить экологическую обстановку не только в Приамурье, но и на всем Дальнем Востоке. Кроме того, этот комбинат позволит создать значительное количество новых рабочих мест. Подобные сооружения уже действуют в непосредственной близи от таких крупных городов, как Санкт-Петербург, Омск и Томск. Тем не менее, учитывая протесты большей части жителей Амурска против сооружения потенциально опасного объекта, проектировщики намерены рассмотреть альтернативные варианты размещения полигона. Однако в том, что площадка будет расположена вблизи Амурска или Комсомольска-на-Амуре, экологические службы не сомневаются.
Илья СЕРГЕЕВ, Хабаровский край