|
|
N°208, 09 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Памяти Михаила Гаспарова
На семьдесят первом году жизни скончался академик РАН Михаил Леонович Гаспаров, филолог с мировым именем, автор, переводчик и редактор десятков книг и сотен статей. Предметом его интересов и исследований были теоретическое стиховедение и античная культура, западноевропейская и русская поэзия. Каждая книга и статья, каждая лекция и доклад Гаспарова становились событием в филологической науке.
Стиховедческие работы Гаспарова -- прежде всего фундаментальная научная трилогия («Современный русский стих», 1974; «Очерк истории русского стиха», 1984; «Очерк истории европейского стиха», 1989) -- стали едва ли досягаемым образцом тщательности, научной обоснованности, глубины содержательной перспективы. Описывая любое явление, ученый стремился педантично учесть весь доступный материал. Наверное, только при таком условии исследования, посвященные «сухой алгебре» поэтической гармонии -- процентам точных и неточных рифм, соотношению двустопных и трехстопных размеров в творчестве отдельных поэтов в разные десятилетия, распределению частей речи по стопам пушкинского ямба, -- могли превратиться (и превращались) в подлинные открытия законов поэтического языка. Его статьи о рифме, ритме, строфике, стилистике и композиции лирических стихотворений позволяли именно понять, а не уловить интуитивно тайны поэтического мира и творческой эволюции художника.
Гаспаров обладал счастливым умением писать точно, коротко и просто о сложном и запутанном. Его интерпретации темных текстов русской поэзии ХХ века (например, Мандельштама и Пастернака) не менее значимы, чем тщательные стиховедческие исследования. История русской поэзии складывалась в его работах в ясную и подробную карту, на которой исследователь умел видеть и со всей честностью обозначать «белые» пятна. Он был благодарным и сверхвнимательным читателем, умеющим разглядеть загадку там, где ее никто не видел, и найти к ней разгадку, что всякий раз проясняла и уточняла эту «карту».
Все, кому доводилось слушать доклады и лекции Гаспарова, подпадали под обаяние его тщательно продуманной манеры изложения, тонкого юмора, пристального внимания и уважения к предмету исследования. Методологические (и стоящие за ними эстетические и мировоззренческие) принципы Гаспарова были суммированы им в парадоксальной, блестящей и глубоко исповедальной книге «Записи и выписки» (2000), ставшей одним из важнейших событий русской литературы рубежа ХХ--ХХI веков.
Сегодня о кончине Михаила Леоновича одинаково скорбят во многих странах люди разных поколений, разных научных ориентаций и эстетических пристрастий.
Благодарную память о Михаиле Леоновиче Гаспарове помогут сохранить его книги и статьи, многочисленные филигранно точные переводы (от басен Эзопа и од Пиндара до модернистской лирики), остро концептуальные и в то же время полнящиеся просветительским пафосом, обращенные ко всякому заинтересованному читателю предисловия к изданиям классических поэтов (будь то Вергилий, Гораций, Овидий или Мандельштам) и скрупулезные комментарии, всякий раз подводящие к самой сути читаемого стихотворения.
Константин ПОЛИВАНОВ