|
|
N°208, 09 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Запоздалое признание
Канадцы включили Валерия Харламова в Зал хоккейной славы
Легендарный советский игрок, нападающий сборной страны и ЦСКА Валерий Харламов, трагически погибший в автокатастрофе в 1981 году, включен в Зал хоккейной славы в Торонто. Тот факт, что Харламова, пусть и с определенным запозданием, увековечили в Северной Америке, дорогого стоит. Родоначальники хоккея весьма избирательно относятся к включению в свой Зал славы иностранцев. Среди наших мастеров, например, до Харламова такой чести удостоены были только голкипер Владислав Третьяк и защитник Вячеслав Фетисов. Ни форварду Александру Якушеву, наводившему страх на всю Канаду во время знаменитой суперсерии 1972 года, ни знаменитому наставнику Анатолию Тарасову места в Зале славы не нашлось.
Валерий Харламов родился в 1948 году в Москве. Азы хоккея постигал в детско-юношеской спортивной школе ЦСКА и в 19-летнем возрасте добился права выступать в знаменитой команде мастеров. Карьера Харламова получилась яркой и блистательной. Он завоевал «золото» зимних Олимпийских игр Саппоро-1972 и Инсбрука-1976, восемь раз становился чемпионом мира и 11 раз вместе со своим клубом забирался на высшую ступень пьедестала почета первенства СССР. Валерий считался одним из самых неординарных нападающих мира -- его техника владения клюшкой была безукоризненной, его острые проходы к воротам соперника не могли остановить лучшие защитники команд-соперниц. В чемпионатах страны Валерий провел 436 игр, забил 293 шайбы и сделал 214 результативных передач. Игровой номер 17 в ЦСКА навечно закреплен за Харламовым.
В возрасте 33 лет, когда сборная страны находилась в Северной Америке на Кубке Канады, великий форвард погиб в автокатастрофе на 74-м километре Ленинградского шоссе. Его «Волга» столкнулась с грузовиком. Погибли сам хоккеист, его жена Ирина. Без родителей остались дочь Бегония и сын Александр, который пошел по стопам отца. Харламов-младший несколько сезонов провел за ЦСКА, выступал в низших североамериканских лигах, а после возвращения из-за океана защищал цвета подмосковного «Витязя», завершив карьеру в составе питерского СКА.
Зал хоккейной славы был создан в 1945 году и открылся в городе Кингстон канадской провинции Онтарио. Через десять лет зал переехал в Торонто. В здании, где он располагается сейчас, хоккейный музей находится 12 лет. Ежегодно его посещает около полумиллиона человек. Номинанты Зала славы делятся на три основные категории. Первая и самая важная -- игроки. Причем хоккеист может быть увековечен только спустя три года после завершения активной карьеры. Вторая категория -- функционеры, меценаты, владельцы клубов, третья -- судьи.
Первым выходцем из России, завоевавшим право на отдельную экспозицию в Торонто, стал в 1962 году уроженец Саратова Дэвид Шрайнер, отыгравший 11 сезонов в НХЛ за «Нью-Йорк Американс» и «Торонто Мэйпл Лифс». Правда, к нашей стране этот хоккеист имеет самое минимальное отношение -- его родители перебрались в Канаду, когда малышу исполнился всего месяц от роду. Владислав Третьяк получил место в Зале хоккейной славы в 1989 году, через пять лет после того, как он перестал выходить на лед в свитере ЦСКА и сборной.
Признание заслуг великого голкипера в Канаде было безоговорочным, по популярности Третьяк мог легко сравниться с лучшими и самыми заслуженными хоккеистами «Кленовых листьев». Наш вратарь никогда не играл в НХЛ, и естественно, что включение в число лауреатов обладателя Кубка Стэнли Вячеслава Фетисова, отыгравшего девять лет в заокеанской лиге за «Нью-Джерси» и «Детройт», вообще прошло на ура. Причем вообще без какой-либо задержки. Последний матч в составе «Красных крыльев» Фетисов сыграл весной 1998-го, а спустя три года его включили в Зал славы. Решения же о принятии Харламова пришлось ждать более двух десятков лет.
Присутствовавший вчера на торжественной церемонии Вячеслав Фетисов сказал: «Признание Харламова -- это признание всех заслуг советского хоккея. Это огромные традиции и история. Жаль, что сам игрок не дожил до этого торжественного момента. Мне очень повезло в жизни: я начинал карьеру, играя вместе со знаменитой тройкой Михайлов--Петров--Харламов. Валерий мне был как дядька, взяв под свою личную опеку 18-летнего пацана. Шесть лет, когда я играл рядом с Харламовым, были для меня счастливым временем. Европейцев, имеющих колоссальные заслуги в мировом хоккее, не так уже и много. Есть представители элиты советского хоккея, которые были бы достойны включения в Зал славы. Думаю, наибольшие шансы на это имеет Игорь Ларионов».
Старый Свет действительно представлен в Зале славы минимально. Кроме россиян это финн Яри Курри, швед Берье Сальминг и словак Петер Штястны. Но все они в разное время выступали в НХЛ. Таким образом, Харламов стал вторым после Третьяка европейцем, не сыгравшим в заокеанской лиге ни одного поединка, но все же признанным директоратом Зала славы.
Владимир ИЛЬИН