Время новостей
     N°208, 09 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.11.2005
Комендантский час в Париже
Во Франции разрешено срывать спектакли и закрывать ночные бары
Вчера на экстренном заседании совета министров Франции под председательством президента Жака Ширака было решено ввести в действие с ноля часов сегодняшнего дня закон о чрезвычайном положении от 1955 года.

Специфика французского законодательства такова, что введение в действие закона о ЧП не означает его автоматического и немедленного установления на всей территории страны. Как заявил министр внутренних дел Николя Саркози, правительство приняло "принципиальное" решение о ЧП. Но его объявление в конкретных районах отдается на откуп префектам департаментов. Они по согласованию с главой МВД могут ввести у себя комендантский час, если сочтут это необходимым. В том или ином департаменте отдельные положения закона о ЧП будут применяться «выборочно». Подразумеваются и такие меры, как закрытие ночных клубов и допоздна работающих баров и ресторанов. Можно даже будет отменять вечерние спектакли в театрах.

Нарушение режима комендантского часа будет караться тюремным заключением на срок до двух месяцев. Первым на это откликнулся Серж Груар, мэр города Орлеан. Он установил в городе комендантский час для подростков в возрасте до 16 лет на период с девяти часов вечера до шести часов утра. Готовится введение комендантского часа (причем для всех, не только подростков) и в городе Амьен, что к северу от Парижа. В столице пока комендантского часа нет, однако теперь его можно объявить в любой момент.

Французское правительство наделило полицию правом проведения ночных обысков в частных домах и квартирах в поисках оружия. Вместе с тем правительственный декрет не предусматривает использования для подавления беспорядков армейских частей и введения военно-полевых судов.

Закон о чрезвычайном положении был принят во Франции 3 апреля 1955 года в связи с эскалацией вооруженных действий в Алжире. Комендантский час был введен на территории французской метрополии в самый драматический период алжирской войны -- с апреля 1961 года по июль 1962-го. В декабре 1984 года закон о ЧП применялся в охваченной сепаратистскими выступлениями заморской территории Новая Каледония. Вчера он был введен в действие на 12 дней, после чего парламент должен будет одобрить или отвергнуть правительственный декрет.

Старший научный сотрудник Центра международно-правовых исследований Института государства и права РАН Людмила Корбут заметила "Времени новостей", что перетекание развития ситуации во Франции в правовую плоскость вполне закономерно. Более того, всей Единой Европе придется "проанализировать влияние этих событий на функционирование общеевропейского законодательства, особенно в иммиграционной, социальной и правоохранительной сфере".

Как сообщили "Времени новостей" в парижском бюро французской правозащитной организации "СОС расизм", начиная с ночи на вторник ситуация в столице немного стабилизировалась. Парижане впервые могли спать спокойно. Правда, позитивные тенденции в столице девальвированы беспорядками в провинции. Сводка новостей в ночь на вторник упоминала о 1173 сожженных автомобилях и 330 арестованных активных участниках беспорядков по всей Франции. В Тулузе подожжен пассажирский автобус, в Лилле сожжены детские ясли, в Норд-па-де-Кале и Пикарди (к северу от Парижа) запылали школы.

Правительство призвало из резерва полторы тысячи полицейских и жандармов в дополнение к уже задействованным там восьми тысячам представителей сил правопорядка. 12 из них получили в ночь на вторник ранения. Общий же итог 12 дней беспорядков -- 5873 сожженных автомобиля, 1500 арестованных и 17 уже осужденных дебоширов, а также 120 раненых полицейских и пожарных. Во Франции несчастные случаи, угон и умышленное повреждение транспортного средства не покрываются обязательным автострахованием, так что многие водители сейчас проклинают свое легкомыслие.

К декрету о введении ЧП во Франции относятся по-разному. В той же "СОС расизм" приветствуют решимость властей применить жесткие меры, учитывая тот факт, что "организаторы беспорядков продемонстрировали большую мобильность и ужасающе широкую многовариантность действий". Однако сотрудница организации Марилу Жамполски призналась «Времени новостей», что есть и разочарование, так как власти не уделили должного внимания мерам превентивным.

Так, выступивший по национальному телевидению премьер-министр Доминик де Вильпен "не сообщил ни об одной мере, которые необходимо принять для преодоления дискриминации во французском обществе". К примеру, ничего не было сказано о ликвидации черных списков закрытых для иммигрантов профессий, об удалении из общественного сектора предприятий, обвиненных в дискриминационных мерах против некоренных французов.

Большинство зачинщиков беспорядков -- выходцы из арабских стран, мусульмане, составляющие почти 10% населения 60-миллионной Франции. Как напомнила «Времени новостей» президент французской Высшей школы социальных наук Даньэль Ервье-Леже, родившийся на территории Франции ребенок автоматически становится французом: «Разница между Германией и Францией в том, что молодые турки там все-таки чаще всего неграждане, а у нас молодые марокканцы и алжирцы -- уже граждане, если даже родились в семьях нелегальных иммигрантов».

Что делать с собственными гражданами -- это одна проблема. Другая -- как ограничить приток новых иммигрантов, которые к тому же делятся на две категории -- легальные и нелегальные. Во Франции раздаются голоса о необходимости ужесточить иммиграционную политику. Еще весной глава МВД Николя Саркози предложил ввести квоты, ограничивающие приток легальных иммигрантов в республику. Однако в политкорректной Франции это вызвало неоднозначную реакцию, после чего власти тут же оговорились, что квоты ни в коем случае не будут устанавливаться по национальному признаку, а в крайнем случае только по критерию профессиональной подготовки. Скажем, нужно столько-то в этом году посудомойщиков. К этой идее многие французы тоже относятся с сомнением. «Проблема иммигрантов -- это проблема рынка, спроса и предложения. Местные предприятия покупают более дешевых и готовых на тяжелую работу иммигрантов, как покупают бензин или нефть», -- заметил «Времени новостей» Жан-Пьер Дюбуа, президент французской Лиги по правам человека.

Петр ИСКЕНДЕРОВ, Елена СУПОНИНА