|
|
N°160, 04 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из варяг в поляки
Варшава уменьшает долю «Газпрома»
Историческим событием назвал норвежский премьер Йенс Столтенберг вчерашнее подписание договора о поставках норвежского газа в Польшу. Переговоры об этой сделке, имеющей не столько экономическое, сколько политическое значение, начались еще 10 лет назад. Цель норвежского контракта -- поколебать позиции «Газпрома», который сегодня является практически монопольным поставщиком газа в Польшу (7 млрд кубометров из 12 млрд, которые ежегодно потребляет страна). Согласно подписанному вчера соглашению Норвегия, главный конкурент России на европейском газовом рынке, поставит в Польшу 74 млрд кубометров в течение 16 лет. Поставки должны начаться в 2008 году.
Как заявил польский премьер Ежи Бузек, заключение контракта «важно не только для Польши, но и для всей Восточной Европы». Первой от российской газовой зависимости четыре года назад начала избавляться Чехия, подписав с Осло долгосрочный договор о поставках газа. Страны бывшего советского блока, которые по-прежнему подозревают Москву в экспансионистских планах, считают диверсификацию энергоснабжения залогом собственной безопасности. И хотя полностью вытеснить «Газпром» с восточноевропейского рынка практически невозможно, снижение его доли является политической целью.
Соглашение с Норвегией, судя по всему, станет своего рода «политическим завещанием» правительства «Акции выборчей «Солидарность», которое, видимо, с треском проиграет выборы через две недели. Идущая на смену коалиция «Союз труда -- Союз демократических левых сил» настроена гораздо лояльнее по отношению к российскому газу. В Москве надеются, что с новым кабинетом, в частности, удастся быстро договориться о строительстве газопровода в обход Украины, в отличие от нынешнего правительства, которое всячески его тормозило.
Кроме того, лидеры левой коалиции не исключали, что пересмотрят заключенный месяц назад в рамках все той же диверсификации газовый контракт с Данией.
Об отмене норвежского контракта речь не идет, однако он может столкнуться с другими сложностями. Во-первых, Евросоюз считает норвежскую группу GFU (в нее входят крупнейшие норвежские производители, такие как Statoil и Norsk Hydro, и именно она подписывала контракт) картелем, что не соответствует правилам ЕС в области конкуренции, согласно которым сделки должны заключаться напрямую с производителями. А значит, Еврокомиссия может объявить сделку недействительной. Другим препятствием на пути норвежского газа в Польшу является отсутствие прямого газопровода к ее берегам. Его предположительная протяженность -- около 1100 км, а проходить он должен через пролив Скагеррак. Норвежские компании не хотят вкладывать огромные суммы в строительство газопровода и ожидают, что раскошелиться должны власти Осло. В противном случае они оставляют за собой право расторгнуть договор. В общем, угроза позициям «Газпрома» хотя и существует, но носит пока достаточно отдаленный характер.
Петр РОСИЧ, Осло