|
|
N°208, 09 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Акция показательного прощения
ФМС обещает в 2006 году амнистировать миллион нелегальных мигрантов
В будущем году Федеральная миграционная служба намерена впервые провести иммиграционную амнистию -- то есть простить нелегалам отсутствие необходимых документов и трудоустройство без соответствующего разрешения. И одновременно легализовать всех приехавших в Россию из ближнего зарубежья на заработки, сделав из них образцовых гастарбайтеров. Тестовые испытания «механизма прощения» для не обременяющих себя формальностями приезжих идут в Москве и Подмосковье с конца августа и закончатся 1 декабря.
По словам начальника управления внешней трудовой миграции ФМС РФ Вячеслава Поставнина, за первые два месяца легализовано 2 тыс. гастарбайтеров. Правда, для эксперимента «Миграция и амнистия» были выбраны лишь несколько строительных объектов. Суть акции показательного прощения в двух словах такова: если мигрант не идет в ФМС, то ФМС отправляется к мигранту. То есть бригады ФМС, заявившись на объект, приветливо объясняют перепуганным рабочим и работодателям, что их намерения на сей раз добрые и чиновники собираются не штрафовать нелегалов, а регистрировать их «в установленном законом порядке». На неожиданную приветливость миграционных чиновников и нелегалы, и те, кто их трудоустроил, реагировали вполне предсказуемо. «Работодатель, уже седой человек, был изумлен, что у нас в стране, оказывается, можно вот так быстро, без проволочек, оформить все документы», -- рассказал вчера г-н Поставнин. В итоге московский эксперимент уже признан удачным, и теперь планируется распространить его еще на ряд регионов. Помимо Москвы и Московской области поблажки при оформлении документов для мигрантов готовы предоставить Приморский край и Сахалин, Иркутская область и Краснодарский край.
Правда, конкретные сроки амнистии нелегальных гастарбайтеров пока не определены из-за отсутствия соответствующей законодательной базы. Из-за этого же получать документы задним числом будут пришельцы только из тех стран, с которыми у России существуют договоры о безвизовом въезде. То есть, как объяснил Вячеслав Поставнин, те мигранты, которые нарушают административное законодательство, но за которыми «не числится уголовно наказуемых деяний», в том числе и пересечения границы без визы. После объявления амнистии такой нелегал в упрощенном порядке получит свои основные документы: миграционную карту и разрешение на работу. Он затратит на это, как пообещал представитель ФМС, не больше десяти дней, тогда как сейчас этот процесс может длиться месяцами.
Одновременно с подготовкой к амнистии в ФМС готовятся и изменения в законодательство, которые призваны сделать ускоренное получение документов не одноразовым мероприятием, а нормой закона. По словам г-на Поставнина, в случае принятия поправок наша страна получит «самое либеральное миграционное законодательство». Пока же, по утверждению чиновника, упростить процесс мешает волокита на региональном уровне и необходимость регистрировать иностранных рабочих по месту жительства, для чего работодателю требуется иметь жилой фонд. Необходимо, считает он, изменить эту норму на регистрацию в уведомительном порядке по месту пребывания.
Как рассказал вчера Вячеслав Поставнин, в России сейчас по разным оценкам, живут и работают от 5 до 15 млн нелегалов, примерно 80% из них -- это граждане бывших республик СНГ. Живут они в России годами, многие обзавелись семьями и, если не считать отсутствия документов, фактически интегрировались в российскую жизнь. «Если мы их не легализуем, мы их сделаем бесправными и толкнем на путь криминала. Их можно будет организовать на любые беспорядки. Если же у них все хорошо, вряд ли они будут рисковать», -- объяснил чиновник. По расчетам ФМС, в процессе амнистии в восьми регионах будет прощено и наставлено на путь истинный около 1 млн гастарбайтеров. Правда, такая амнистия по определению не может стать последней: на место одних нелегалов приедут другие, и рано или поздно их тоже понадобится простить и обеспечить документами. По крайней мере именно так, как признал г-н Поставнин, это происходит во многих странах с большим опытом приема рабочих из-за границы. «Амнистия -- это не панацея, -- сказал он. -- Но по крайне мере своеобразный клапан, чтобы снять напряжение в обществе».
Ирина БЕЛАШЕВА