Время новостей
     N°207, 08 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.11.2005
Нажал на тормоза
Владимир Путин до выборов приостановил реформирование естественных монополий
Реформы естественных монополий в России де-факто приостановлены. И эта остановка, судя по всему, затянется как минимум до президентских выборов 2008 года. Вчера на встрече с руководством и членами правительства Владимир Путин фактически потребовал отложить преобразования в железнодорожной отрасли в связи с тем, что не предусмотрены средства на финансирование убыточных пассажирских предприятий, которые, согласно плану реформы, должны выделиться из состава ОАО «Российские железные дороги» в середине -- конце 2007 года. Кроме того, в очередной раз заморожена реформа электроэнергетики: как стало известно «Времени новостей», Анатолий Чубайс недавно на одном из закрытых совещаний в РАО «ЕЭС России» фактически объявил, что ликвидация РАО как итог преобразований -- ошибка и этого не произойдет. Это, очевидно, означает, что не будет либерализации рынка, равно как не будет продажи крупных активов из-за необходимости гарантировать надежность энергоснабжения. Эксперты полагают, что государство абсолютно правильно делает, что публично указывает на приостановку реформ: ведь двух-трехлетнее молчаливое затягивание решения ключевых вопросов не лучшим образом сказывается на инвестиционном климате в стране.

Владимир Путин объяснил вчера свои действия необходимостью защитить кошельки простых граждан, пользующихся услугами монополий. Ведь все негативные последствия железнодорожной и электроэнергетической реформ как раз пришлись бы на конец 2007 года -- начало 2008-го, т.е. оказали бы непосредственное влияние на предвыборную кампанию. «Меня беспокоят планы создания отдельной компании, отделенной от ОАО «РЖД», которая будет связана с пассажирскими перевозками, -- заявил президент. -- В бюджете следующего года необходимые субсидии, финансовая помощь со стороны федерации не предусмотрены. Что это будет означать для пассажиров? Или нужно корректировать этот план, либо выделять туда деньги. Денег, как я понимаю, уже не может быть выделено -- значит, план нужно корректировать... Считаю недопустимым входить в эту (железнодорожную. -- Ред.) реформу, не обеспечив ее соответствующими финансами. Если правительство не готово это сделать сегодня, значит, сроки должны быть скорректированы. Мы не должны перекладывать на пассажиров те вопросы, которые мы в состоянии и должны решить своевременно сами».

В пресс-службе РЖД указывают, что в прошлом году убытки от пассажирских перевозок составили 62 млрд руб., за девять месяцев этого года -- 37 млрд. Сейчас эта проблема решается за счет прибыли от грузовых перевозок. И железнодорожники считают хорошим знаком, что президент страны обратил внимание правительства на то, что получится после отделения пассажирской компании от РЖД.

По большому же счету ни железнодорожная, ни электроэнергетическая реформы в стране так и не начались, считает эксперт Центра стратегических разработок, президент Института энергетической политики Владимир Милов. В первом случае произошли лишь структурные преобразования Министерства путей сообщения в ОАО "РЖД". Во втором случае до либерализации дело также не дошло, хотя под напором Анатолия Чубайса началось разделение отрасли по видам бизнеса. Однако несколько лет назад, когда обе реформы только оформлялись на бумаге, правительство колебалось в оценке необходимости проводить либерализацию, а потому оставило себе возможность для маневра. Дело в том, что в 1999--2000 годах доходы госбюджета от нефтегазовых компаний были далеко не на таком уровне, как сейчас, а средства для развития отраслей требовались в больших объемах. И правительственные экономисты посчитали, что путем проведения реформ -- отделения конкурентных бизнесов от монополий и дальнейшей их продажи -- можно будет привлечь зарубежные инвестиции.

Сейчас ситуация изменилась. Изменилось и отношение к экспансии иностранного бизнеса в российскую экономику -- история с отказом немецкому концерну Siemens в приобретении «Силовых машин» и в крупном контракте с железнодорожниками яркое тому подтверждение. РЖД же стали крупным и действительно коммерческим агентом, и как монополист противодействующим либерализации отрасли, утверждает г-н Милов. Конечно, отделить убыточный пассажирский бизнес монополисту хотелось бы, однако в этом случае РЖД попросту переложили бы социальную нагрузку на бюджет, а государственная политика в последние годы демонстрирует обратные принципы. Поэтому, как сказал вчера министр экономразвития Герман Греф, пассажирская компания сначала будет существовать как филиал РЖД, «затем как дочернее предприятие, а затем, на третьем этапе по мере готовности уже можно будет ее выделять». На что Владимир Путин ответил: «Согласен с этим». Слова «по мере готовности» и означают, что пока не пройдут выборы, никакого движения в реформе не будет.

Но если в железнодорожной отрасли ситуация более-менее понятна и в принципе преобразования могут быть отложены на несколько лет, то в электроэнергетике ситуация иная. После того как почти три года назад магистральные сети и диспетчеризация были выделены в отдельные дочерние общества РАО «ЕЭС» на переходный период, никаких серьезных действий с этими видами бизнеса не происходило. Сложилась ситуация, когда фактически за модернизацию сетевого оборудования и диспетчерского управления государство (которое, согласно плану реформы, станет их собственником) еще не отвечает, а энергокомпании, готовые от них избавиться, уже не отвечают. Эксперты уверены, что из-за этого и случилась майская авария в столичной энергосистеме. И если государство продолжит закрывать глаза на работу Федеральной сетевой компании и Системного оператора, то подобные аварии могут разразиться где угодно и когда угодно.

«Правительство всегда считало, что состояние, когда сетевая и диспетчерская компания будут 100-процентными «дочками» РАО, будет переходным, а потому никогда не анализировало, что будет, если оно затянется, -- говорит г-н Милов. -- И что теперь с этим делать, власти не знают. У государства есть иллюзия, что если оставить централизованное управление (т.е. не ликвидировать РАО «ЕЭС». -- Ред.), то все проблемы будут решаться. Но это лишь иллюзия». Нужна серьезная государственная политика в электроэнергетике, утверждает он, а пока лишь государственные директивы по управлению энергохолдингом пишут люди, которые «не работали в энергетике даже уборщицей».

Бывший замминистра энергетики Виктор Кудрявый, который яростно критиковал план реформирования отрасли, вчера заявил «Времени новостей», что оставлять электроэнергетику в сегодняшнем состоянии опасно. Первое, что нужно сделать, считает он, это «хотя бы на корпоративном уровне принять решение о взаимодействии диспетчерских управлений» -- центрального, региональных и более низкого уровня. Ведь сейчас, пока еще не наступили сильные холода, нужно срочно решить проблему принципов загрузки тепловых электростанций. По нынешним правилам Системный оператор выдает задания только на выработку электроэнергии, а на ТЭЦ электричество является «побочным» продуктом от производства тепловой. Следовательно, получается, что приоритеты расставлены неправильно и велик риск, что зимой из-за ошибок будут перебои с выработкой теплоэнергии (за это система РАО, выходит, де-факто не отвечает), говорит г-н Кудрявый.

Еще одной экстренной мерой, по словам Виктора Кудрявого, должна стать организация в Москве, где сложилась сложная ситуация с энергоснабжением, новой вертикально интегрированной энергокомпании. Причем параллельной структурам, выделившимся из «Мосэнерго», -- на базе энергоактивов, принадлежащих правительству Москвы и вырабатывающих уже более 40% теплоэнергии в регионе, и некоторых активов «Мосэнерго» (которые планируется передать в управление новой структуре, принадлежащей на паритетной основе властям столицы и РАО «ЕЭС» согласно договоренностям между Юрием Лужковым и Анатолием Чубайсом).

В долгосрочном же плане, считает г-н Кудрявый, в стране нужно создать пять-семь крупных вертикально интегрированных энергокомпаний (возможно, даже по географии федеральных округов), которые будут входить в подконтрольное государству РАО «ЕЭС». Кроме того, нужно перенять опыт Америки, которая после блэкаута двухлетней давности создала девять не зависимых ни от кого (в том числе от государства) "центров надежности", которые дорожат своей репутацией и разрабатывают механизмы развития электроэнергетики в том или ином регионе. В сочетании с этим в России получилась бы серьезная система, считает бывший замминистра, которая могла бы дать ответы на вопросы о том, что и где нужно строить, между какими регионами нужны объемные перетоки энергии, а между какими нет, и т.д. А так как энергокомпании будут крупными, то они смогут привлекать инвестиции (в том числе и в России).

Интересно, что Владимир Путин вчера также выделил приоритеты государства в развитии энергетических мощностей. Он по сути выразил сомнение в необходимости активизации переговоров об экспорте электроэнергии, вырабатываемой на электростанциях Дальнего Востока (резерв мощности, по оценкам экспертов, там уже превышает 70% -- прежде всего из-за ввода Бурейской ГЭС). «Конечно, правильно нам изучить возможность экспорта, в том числе электроэнергии, но мы договаривались, что прежде всего мы подумаем над тем, как использовать растущие энергетические возможности Дальнего Востока для развития национальной экономики, создания там новых собственных производственных мощностей. Мы говорили об этом и с РАО «ЕЭС», и с правительством. Я бы попросил руководство правительства вернуться к этому вопросу еще раз».

Таким образом, можно констатировать, что государственная политика в отношении естественных монополий говорит об отказе от сколько-нибудь быстрой либерализации в пользу развития их производственной деятельности.

Николай ГОРЕЛОВ