|
|
N°160, 04 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сепаратное умиротворение
Вашингтон приглашает Пекин к ядерной гонке
Неукротимое желание построить систему ПРО толкает администрацию Буша на решительные шаги, призванные успокоить зарубежных противников антиракетного зонтика. Пока переговоры с неуступчивым Кремлем застряли на стадии повторения одних и тех же аргументов, Вашингтон предпринял неожиданную попытку добиться прорыва на китайском направлении.
Пекин тревожится из-за того, что даже самая слабая система ПРО США обесценит до нулевой отметки потенциал китайских сил ядерного сдерживания. Именно эти опасения учел Вашингтон -- благосклонность китайцев решено заполучить в обмен на моральную поддержку его ракетно-ядерного перевооружения. Направленное ранее в адрес России и европейских стран обещание Белого Дома заранее информировать о характере и графике испытаний элементов американской ПРО распространено теперь и на Китай. Еще более существенное предложение озвучили на страницах The New York Times высокопоставленные чиновники администрации США -- Белый Дом готов с пониманием отнестись к возобновлению в КНР ядерных испытаний. США и КНР подписали договор о полном запрещении таких испытаний, но не ратифицировали его. Как заметил в интервью представитель правительства, «в один прекрасный день у обеих стран может возникнуть необходимость убедиться в том, что их боеголовки безопасны в обращении и надежны». Более того, США собираются заявить Пекину, что снимают возражения против наращивания китайского ядерного арсенала, который насчитывает ныне чуть более 20 ракет, способных достичь американской территории.
Если эти сообщения верны, то речь идет о коренном пересмотре политики -- до сих пор Вашингтон резко возражал против попыток усовершенствования и увеличения китайского ракетно-ядерного арсенала. Судя по всему, в Белом Доме решили упредить неизбежную реакцию Китая на развертывание американской ПРО -- китайцам все равно придется модернизировать арсенал, так лучше уж склониться перед неизбежным и одновременно представить это как уступку в расчете на политические преимущества, например на согласие Пекина на развертывание американской ПРО. «Никому не нравится, что они проводят модернизацию, -- замечает советник президента Кондолиза Райс. -- Но если мы завтра откажемся от всех планов создания ПРО, китайцы не прекратят военную модернизацию. Она началась еще до того, как мы всерьез заговорили о ПРО».
Глава сенатского комитета по международным делам демократ Джозеф Байден назвал новую китайскую политику Буша «абсолютным абсурдом», порожденным «иррациональным» желанием создать ПРО любой ценой. Быстрое ядерное перевооружение КНР спровоцирует на аналогичные меры Индию, что опрокинет систему контроля над ядерным оружием. Авторитетный эксперт Роберт Каган честно признал, что даже у него как у ярого сторонника ПРО возникли сомнения, «не станет ли цена слишком высокой».
Республиканцы оправдываются тем, что Китай полным ходом разрабатывает новую мобильную твердотопливную баллистическую ракету, а в ближайшее десятилетие число нацеленных на США китайских ракет вырастет раз в десять. Но на самом деле размер китайских ракетно-ядерных арсеналов остается неизменным уже несколько десятилетий, тогда как прибавки в военный бюджет КНР расходуются на модернизацию неядерных сил, готовящихся к реализации «воссоединения с Тайванем». Без призрачной угрозы американской ПРО «неизбежное» появление новых китайских ракет могло бы задержаться на многие годы. Так что к концу десятилетия остальным державам, похоже, придется реагировать не только на американскую ПРО, но и на разросшийся до 200--250 стратегических ракет ядерный арсенал Пекина.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк, Александр ТИМОФЕЕВ