|
|
N°207, 08 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фастфуд в стиле фильма ужасов
Британцам расскажут правду о содержимом чизбургеров и хот-догов
В Великобритании решили бить фастфуд его же оружием. На улицах городов страны появились рекламные щиты, пропагандирующие отказ от простецких блюд, подаваемых в придорожных забегаловках. Фастфуду ставится в вину, что эта не слишком полезная для здоровья пища приводит к массовому ожирению подрастающего поколения. Но вместо того, чтобы уповать на сознательность детей и их родителей, новые рекламные постеры предпочитают давить на психику потребителя. Стандартный антифастфудовский плакат должен вызывать у зрителя полную гамму отрицательных эмоций -- от ужаса до физиологического отвращения, переходящего в тошноту.
Известно, что традиционная агитация за здоровое меню плохо действует на детей и подростков, иначе бы подрастающее поколение не было так уверено в том, что «вкусно» и «вредно» -- это почти синонимы. Набранные мелким шрифтом сухие таблицы с ингредиентами и их питательной ценностью на ребенка не производят никакого впечатления, потому как это тоскливо и не очень понятно. Впрочем, даже далеко не всякий взрослый сможет внятно объяснить, чем «насыщенные жиры» отличаются от «ненасыщенных» и которые из них вреднее. Пропаганда здорового образа жизни вчистую проигрывает развлекательным рекламным роликам, ярким витринам и прочим фастфудовским приманкам.
Британский Фонд по борьбе с сердечными заболеваниями ужаснулся детской необразованности в области общепитовской кулинарии. По мнению этой организации, даже в подростковом возрасте многие абсолютно не представляют, что именно они едят. Например, более трети британских детей в возрасте от 8 до 14 лет не имеют ни малейшего представления о том, что их любимые чипсы сделаны из картошки. И руководители фонда решили ударить по юным британцам с помощью лучших рекламных технологий. В противном случае, как прогнозируют медики, через 15 лет каждый четвертый тинейджер Альбиона будет обладать вполне взрослым «пивным животиком».
Конечно, для отвращения подрастающего поколения от вредных продуктов были использованы и молодежные кумиры, призывающие отказаться от «мусорной еды». Но вершиной новой антифастфудовской кампании стали три постера, на которых изображены чизбургер, хот-дог и типичная для «предприятий быстрого питания» куриная котлета (chicken nugget). Причем стилистика этих изображений практически копирует традиционные приемы рекламщиков. Столь любезное подросткам кричащее цветовое решение, крупные, бросающиеся в глаза буквы главной надписи, аппетитный блеск и предельный натурализм изображаемого продукта -- хоть бери с картинки и кусай! Тонкость лишь в том, что вместо сосисок и котлет изображены «типичные ингредиенты» чизбургеров, хотдогов и наггетов, продающихся в Великобритании.
Зрелище получилось действительно устрашающее: месиво субпродуктов -- хрящей, мясных обрезков и сухожилий -- вызывает какие угодно чувства, только не аппетит. Для полноты впечатления картинка с потрохами частично закрыта стандартным черным прямоугольником с надписью Censored! («Вычеркнуто цензурой!»). А тем не очень чувствительным особам, которых не удовлетворяют «отцензурированные» постеры, предлагается зайти на интернет-сайт фонда, где можно увидеть пугающее изображение целиком. Там же, кстати, можно скачать и наклейки, пародирующие стандартные надписи на продуктовых упаковках, например «Обработано химикатами. Готово к употреблению» или «На 100% ненатуральное».
Подобные пропагандистские ходы, направленные на устрашение потребителя небезопасной для здоровья продукции, не являются изобретением фонда. Не так давно в Старом и Новом Свете законодательно вводились обязательные антирекламные наклейки для сигаретных пачек. Вместо традиционных малозаметных вариаций на тему «Минздрав уже замаялся предупреждать» теперь взгляду курильщика предстают красочные изображения последствий вредной привычки, например пораженные раком черные и сморщенные легкие человека.
Противники жирного и холестеринового фастфуда до сих пор не решались приравнять какую-никакую, но все-таки пищу к наркотикам. Теперь же, когда постоянная борьба с никотином уверенно сокращает количество курильщиков в большинстве развитых стран мира, те же проверенные методы устрашения пытаются применить и к чизбургерам. Однако трудно сказать, сможет ли реклама субпродуктов сократить число поклонников дешевого фастфуда. В частности, потому что рекламной кампании фонда при всей ее несомненной креативности придется соревноваться с куда большими рекламными бюджетами «ресторанов быстрого питания».
Михаил МАНСКОЙ