|
|
N°207, 08 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Форточка для Кабакова
«Смысл жизни -- смысл искусства» в Третьяковской галерее
Случай беспрецедентный. Искусство последних десятилетий десантировалось в святая святых Третьяковки -- ее постоянную экспозицию в Лаврушинском переулке. В залах графики, расположенных анфиладой аккурат между древнерусской иконописью и Серебряным веком, сегодня открывается выставка «Смысл жизни -- смысл искусства». Привезена она художником, профессором Лос-Анджелесской академии искусств Ядраном Адамовичем, уроженцем Сараево. Похожий на богемных героев фильмов Кустурицы Ядран Адамович истово и фанатично верит в великую силу культуртрегерской миссии. Он обожает исторический теперь уже период московского концептуализма, отрефлектированный в художественном процессе стран Восточной Европы. Он дружит с четой Кабаковых, Эриком Булатовым, Александром Косолаповым, Юрием Альбертом, Игорем Макаревичем, Еленой Елагиной... Он приглашает их к участию в задуманных им передвижных выставках. Сейчас до Москвы доехала экспозиция с графическими работами. Половина авторов -- россияне, другая половина -- представители Боснии, Венгрии, Сербии, Словении, Хорватии, Чехии. Только что выставка гастролировала в Будапеште. В 2006 году поедет в Русский музей Петербурга и в Ригу.
Состав экспозиции иллюстрирует романтическую идею цехового дружества, взаимовыручки, что определяла жизнь арткомъюнити во времена несвободы, а теперь, увы, сдает позиции под атакой артрынка. В залах в Лаврушинском переулке мы не становимся свидетелями рекламной кампании чьей-то частной коллекции. Ядран Адамович просто связался с друзьями-художниками и попросил их дать на выставку графические работы из собственных архивов. Они согласились. Потом вернутся обратно в мастерские. Избранные мэтры (Булатов, Альберт, Косолапов, Макаревич и Елагина) смогли пожаловать в Москву на вернисаж. Так что название выставки -- не пустозвонный пафос, а оммаж тем благородным временам и нравам, когда искусство подлинно становилось камертоном человеческого общения, поступков, цеховой этикой. Не случайно же роскошный каталог выставки представляет собой полноценный артобъект, реконструирующий атмосферу благословенных посиделок на кухне, из которых концептуализм черпал свои образы и темы. Помимо эссе -- диалогов с художниками отдельной главой даны рецепты любимых блюд каждого из участников выставки, в соответствии с их кулинарными способностями и пристрастиями. В Венгрии название выставки звучало остроумнее: «Соль жизни -- перчинка искусства».
Почему героиней выставки стала графика? На этот вопрос отлично ответил Александр Косолапов. Возможно, считает он, в новом тысячелетии деление искусства по техникам и жанрам уйдет в прошлое. Однако неуничтожима медиальность искусства как такового, а графика -- наилучший медиум между художником и зрителем. Соглашусь и с другим суждением мэтра: «В респектабельных залах Третьяковской галереи, в соседстве с шедеврами прошлого нервность и взвинченность социально и политически ангажированных работ прошлого успокаивается. Они становятся собеседниками более чуткими и требуют такого же бережного внимания к себе».
Созерцание графики российских и зарубежных мэтров концептуализма в контексте Его Величества Музея наводит на мысль о нереализованных возможностях. Вот, да, замечательно, что нас растревожили обещаниями новых, более мудрых и вечных смыслов, что приоткрываются в карандашных и акварельных эскизах, гравюрах Булатова, Пепперштейна, Сокова. Что мы, когда смотрим стилизованные под картинки в древнем бестиарии портреты друзей-концептуалистов Д.А. Пригова, алхимические таблицы Елагиной, эмблематические коллажи художников Восточной Европы Ядрана, Ирвина, предощущаем, в частности, недописанные пока главы о влиянии на путь МК (московского концептуализма) не только дзен-буддизма и советского шизоанализа, но и барочного кадуцея Меркурия, герметических учений эпохи Якоба Беме. Что каждый раздел выставки, будь то стена Сокова, стена Монастырского, стена Захарова, стена Аввакумова или стены их собеседников -- Ивана Кафки, Жюли Книфер, Брацо Димитриевича, Марко Ковачича, -- это обещание большого раздела в большом музее, такого, где будут восстановлены в правах все жанры, формы, концепции, смыслы исторической теперь эпохи. Увы, такого музея в Москве нет (раздел последних лет в новом здании ГТГ, Музей современного искусства на Петровке -- фрагментарны, явление адекватно не представляют). Так что Ядран Адамович раззадорил нас маленькой концептуальной моделью демонстрации правильного искусства в правильном месте.
Характерно, что «правильность» этого искусства осторожно подтвердило начальство Третьяковской галереи. На пресс-конференции заместитель директора по научной работе Лидия Иовлева так откомментировала прецедент заселения МК в залы ГТГ: «Третьяковская галерея обязана отражать поступательный ход развития отечественного искусства. Таким наш музей и задумывался». И тут же -- дабы поставить правильную точку над i -- Лидия Ивановна сказала, что выставка Адамовича отлично встает в окошко между важными графическими проектами самой Третьяковской галереи. Так что «форточка» для Кабакова и Ко в старых залах национального достояния будет открыта всего лишь месяц.
Подпись: Специально приехавший из Германии Юрий Альберт показал крошечную часть своего графического архива -- писем Ван Гога Эмилю Бернару и текстов Ван Гога, зашифрованных «шрифтом Брайля». Концептуализм Альберта имеет образ минималистской абстракции
Сергей ХАЧАТУРОВ