|
|
N°207, 08 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Апокалиптический удар
Финская группа Apocalyptica выступила в «Горбушке»
Для нашей публики, судя по всему, концертов Apocalyptica много не бывает: в этот раз забавное финское виолончельное трио дало аж два концерта в самом что ни на есть рок-зале, в ДК им. Горбунова. Они уже выступали у нас два раза, причем в первый раз -- во МХАТе, второй раз -- в «Олимпийском» (во время «Максидрома»). И каждый раз могли «порвать» любой зал также легко, как и рвали струны своих виолончелей, хрупких в сущности инструментов, не приспособленных к столь яростной игре и беганью музыкантов по сцене.
Успех Apocalyptica был не столь очевиден, как кажется теперь, спустя почти десять лет после выхода их дебютного альбома. На том альбоме квартет исполнял собственные инструментальные версии композиций группы Metallica, американских классиков тяжелого рока. В этом, разумеется, можно усмотреть глумление над идеалами европейской классики и/или рок-н-ролла, но на деле гибрид оказался убедительным и ошеломительно привлекательным. Та же Nothing Else Matters превратилась в очень трогательную, пронзительную камерную пьесу. Очевидно, что финский квартет из выпускников консерватории нащупал свою «фишку». Конечно, и до них подобными штуками занимались некоторые европейские составы. Да и сейчас в любом магазине можно купить сборники, где вещи той или иной группы переделаны в фортепианные или скрипичные инструменталы. Отличие в том, что Apocalyptica делали это как-то совсем хорошо, не по-ремесленному искренне и задорно. Они считали и считают себя рок-группой, много колесят по миру и устраивают зажигательные шоу. Кроме того, им удалось избавиться от «креста Metallica» и вообще перестать быть кавергруппой. Начиная с альбома Cult, Apocalyptica записывает только собственные пьесы. Эдакие симулякры: виолончельные «каверы» металлических песен, которых не существует. Кстати, теперь они даже пишут настоящие песни -- с вокалом. Хотя лидер группы Эйкка Топпинен говорит, что в Apocalyptica «никогда не будет вокалиста», потому что «мы не хотим быть аккомпанирующим составом для какого-то чувака; мы сами фронтмены».
Эйкка также рассказывал, что три флагмана финского рока, Rasmus, H.I.M. и Apocalyptica давно хотели посотрудничать: у Rasmus и H.I.M. есть знакомые всем и каждому голоса и харизма их фронтменов (соответственно Лаури Илонен и Вилле Вало), а Apocalyptica может похвастаться собственным звучанием и небанальным подходом к делу. Но нужна была песня, и Эйкка сумел написать хит под названием Bittersweet. Эта и многие другие песни, а также неизбежные каверы Metallica и даже григовский «Пер Гюнт» («В пещере горного короля», или, как говорят в рок-н-ролльном обиходе, In the Hall of Mountain King) звучали на прошедших концертах, в воскресенье и понедельник.
Аншлага не случилось, но «угар» эти ребята (трое участников группы, приглашенный виолончелист плюс барабанщик) обеспечивают вполне рок-н-ролльный. Они все также машут руками, заводя публику, -- особенно преуспевает в этом Пааво Лотъенен, обладатель угрожающего «ирокеза». Они кричат и бегают по сцене с виолончелями наперевес, Эйкка взбирается на ударную установку и «помогает» барабанщику стучать... Но при этом музыкальности, чувствительности и серьезного отношения к делу у ребят не отнять. Им действительно не нужен вокалист, но не потому, что «чувак» будет «отнимать у них внимание», а потому, что их виолончели и так обладают человеческими интонациями. Любопытно было наблюдать, как «разматывается» рок-песня в виолончельное произведение, как одна виолончель становится «бас-гитарой», другая -- «голосом», третья -- имитирует гитарную партию. И как это все дело оттеняется вполне doom-металлическим ударником. Уже в самом начале концерта Apocalyptica сыграла кавер Master of Puppets (из репертуара Metallica), и металлическая молодежь дружно запела ударные строки этого хита: Come crawling faster/Obey your master. Вспоминается, как перед первым визитом Apocalyptica в Москву в городе висели афиши, на которых было написано крупными буквами: Metallica, но ниже -- «в исполнении Apocalyptica». Видимо, тогда импресарио сомневались в успехе предприятия. Теперь же, учитывая разочаровывающую невнятность последних альбомов Metallica, этот легендарный трэш-состав скоро будет анонсироваться как «те, чьи пьесы играла Apocalyptica». Не дай бог, конечно.
Натан АДЛЕР