|
|
N°207, 08 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На грани мятежа
Французы создают народные дружины, вводят комендантский час и начинают считать трупы
Вчера министр внутренних дел Николя Саркози сообщил о первой жертве массовых беспорядков во Франции. 61-летний Жан-Жак ле Шенадек в пятницу был жестоко избит неизвестным молодым человеком у ворот своего дома, когда пытался потушить горящую мусорную урну. Все эти дни он находился в коме, но вчера скончался, не приходя в сознание. На связь инцидента с беспорядками, по версии следствия, указывает одежда нападавшего: его лицо, как и лица тех, кто уже двенадцать суток терроризирует французские города, скрывал капюшон.
Хотя все комментаторы называют скончавшегося вчера француза первой жертвой, но, по сути, он уже третий погибший. Ведь сами беспорядки охватили страну после трагической гибели 27 октября двух мусульманских подростков, прятавшихся от полицейской погони среди проводов высокого напряжения. Кроме того, на момент подписания номера была неизвестна судьба 13-месячного малыша, пострадавшего от камней, брошенных в окна пассажирского автобуса. Медики оценивали его состояние как серьезное.
Ночь на понедельник во Франции вообще стала рекордной по размаху беспорядков и причиненному ими ущербу. За ту ночь было сожжено более 1400 автомобилей, за предыдущую почти столько же, причем в основном частных машин. В парижском пригороде Гриньи впервые огнестрельные ранения получили двое полицейских. Всего в ночные часы были ранены, по данным французской газеты "Монд", 36 стражей порядка.
Впервые за 11 дней насилия и анархии нападениям подверглись христианские храмы. В средиземноморском порту Сет бутылки с зажигательной смесью полетели в протестантскую церковь. На севере страны, в районе города Ланс, пострадала католическая церковь. В Нанте, Страсбурге и Сент-Этьене запылали школы и культурные центры, в Клермон-Ферране -- полицейский участок.
Не веря, что правительство способно навести порядок, мэрии столичных городов-спутников приступили к формированию "комитетов гражданского дежурства". Первый такой комитет был создан в пригороде Аньер-сюр-Сен. Члены комитета патрулируют городские кварталы и оказывают помощь полиции. Первое дежурство состоялось сегодня, в ночь на вторник -- двенадцатую ночь беспорядков.
При всей обоснованности подобной меры ощущение апокалиптичности происходящего от таких сообщений только усиливается. Тем более что министр юстиции Паскаль Клеман заявил, что страна поставлена на "грань мятежа" против конституционного порядка. Вчера вечером в одном из городов-спутников Парижа -- Ле-Рэнси -- был введен комендантский час.
Беспорядки вышли и за пределы Франции. Несколько автомашин было подожжено в районе центрального брюссельского вокзала и в одном из районов Берлина, в котором проживают представители рабочего класса.
"Мы имеем дело не с единичным явлением, а с кризисом существовавшей до настоящего времени модели развития традиционного мультикультурного европейского общества", -- отметил в интервью «Времени новостей» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН кандидат экономических наук Дмитрий Данилов. События во Франции продемонстрировали, что целые этнические и конфессиональные группы не вписываются в политические структуры страны и всего Европейского союза. "В Европе долгое время предпочитали закрывать глаза на многие негативные аспекты как европейской интеграции, так и перспектив развития мультикультурного общества", -- сказал "Времени новостей" г-н Данилов.
Причем во французском и в любом другом традиционном европейском обществе проблемы возникают не только с нынешними иммигрантами, но и с их потомками во втором и третьем поколениях. Их замкнутые сообщества не могут решить свои социокультурные и иные проблемы в рамках традиционных структур европейского общества. Дмитрий Данилов уверен, что теперь Европейский союз должен будет самым серьезным образом задуматься над уроками событий во Франции и пересмотреть основные принципы своего функционирования, в частности "заново проанализировать оказавшиеся чересчур амбициозными планы дальнейшего расширения за счет интеграции Турции, а также, возможно, и балканских стран".
Еще одним последствием событий в 60-миллионной Франции, где доля мусульман не менее 10%, может стать рост правоэкстремистских настроений в Европе. Лидер крайне правой австрийской Партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе призвал власти страны остановить иммиграцию, чтобы воспрепятствовать французскому сценарию в Австрии. Во Франции лидер правых националистов Жан-Мари Ле Пен, всегда критиковавший власти за политику открытых дверей для иммигрантов, увидел в событиях призрак гражданской войны.
Показательна и реакция французского общества на недавние жесткие высказывания одного из главных кандидатов в президенты Франции Николя Саркози, назвавшего "отбросами" участников беспорядков -- выходцев из среды иммигрантов. Французская газета "Паризьен" опубликовала результаты социологического опроса, согласно которому 57% французов поддержали антииммигрантскую риторику своего министра.
Петр ИСКЕНДЕРОВ