|
|
N°160, 04 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полюби искусство!
Художники агитируют за свое творчество
Сегодня в Галерее Марата Гельмана открывается выставка «Агитация за искусство». Строго говоря, не выставка, а московская презентация проекта екатеринбургского куратора Наили Аллахвердиевой (организатор -- Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства). Суть проекта вот в чем: художники изготавливают листовки, агитирующие за современное искусство, затем эти листовки помещаются на сайт (gif.ru) и расклеиваются на улицах города. В Екатеринбурге действительно были расклеены. Москва же свои стены и столбы бережет для других, более прибыльных нужд, а потому проект загнан в галерею. Почему екатеринбуржцев приютил именно Марат Гельман, понятно -- он обожает и поддерживает региональных художников. Впрочем, в проекте участвуют не только регионалы, но и мэтры московского и петербургского актуального искусства -- Игорь Макаревич, Дмитрий Гутов, Георгий Литичевский, питерские модницы Глюкля и Цапля («Фабрика найденных одежд») и даже возглавляемое легендарным Тимуром Новиковым объединение «Художественная воля». Так екатеринбургская акция приобрела «всесоюзный» масштаб.
Проект интересен как минимум по двум причинам. Во-первых, листовки -- это новый (хорошо забытый старый) формат социальной рекламы, в данном случае рекламы современного искусства. То, что оно в рекламе нуждается, очевидно. Взять хотя бы позавчерашнее открытие шемякинского памятника на Болотной площади. Все без исключения (и выступавшие с трибуны чиновники, и комментировавшие их выступления тележурналисты) представляли работу скульптора как образец современного искусства, а сам факт установки памятника вопреки общественному мнению -- как победу нового над старым. Между тем Михаил Шемякин -- художник салонный, коммерческий и архаичный (все изображенные им в памятнике «пороки» срисованы с карикатур XIX века), а вовсе не современный. Ну и так далее. Впрочем, раз листовки не будут развешены по Москве, то можно с горечью констатировать, что рекламно-агитационная часть проекта по крайней мере в столице провалилась.
Во-вторых, проект интересен как сугубо дизайнерская экспериментальная акция. Формат листовки превратил художников в дизайнеров, даже в шрифтовиков. Большинство работ по понятным причинам текстовые. Наиболее последовательными в этом смысле оказались члены Товарищества художников «Новые тупые», просто написавшие на листовках лаконичные фразы: «Красота спасет мир», «Идите в жопу, любители искусства», «Художник, будь Церетели». Оксана Дубровская напечатала на листовке фотографию «преступника» и надпись: «Внимание розыск -- разыскивается художник». На листовке Дмитрия Гутова сфотографированы старик со старухой, грозно замахнувшиеся на зрителей вилами и косой. Надпись гласит: «В защиту искусства», и ниже -- «Марксистская традиция критики модернизма».
Собственно, какой должна быть арт-листовка, так и осталось неясным. Некоторые предпочли агрессию. Олег Мавромати сфотографировал кисточку с вырезанной на ней надписью «Мсти». Художник уточняет: эту надпись должны вырезать чеченские боевики на прикладах своих автоматов. Но, спрашивается, причем здесь агитация за искусство? Другой путь -- агитировать за любовь к искусству. «Любишь искусство, полюби и меня», -- пишет Максим Веревкин поверх фото с двумя нагими мужчинами. А Олег Еловой поверх собственного фото делает такую нарциссическую надпись: «Люблю себя и свое искусство». Кто-то предпочитает шутить. Очень красивая и ироничная листовка Константина Гайдая. На ней сфотографирован ребеночек в костюме зайца с игрушечной морковкой в руке: «Морковь зайцам -- современное искусство людям!» И не поспоришь. Так же как не поспоришь с лозунгом, придуманным Алексеем Варсопко: «Что делать? -- Займись современным искусством!» Остается лишь надеяться, что этому призыву последуют не все.
После Москвы проект будет показан в Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Самаре и Ижевске.
Николай МОЛОК