Время новостей
     N°160, 04 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2001
Попса как продолжение соцреализма
Продолжая разговор о том, зачем и почему развлекательный элемент становится столь существенным в современном искусстве (см. «Время новостей» от 3, 7, 9, 14, 15, 21 и 29 августа), мы пригласили к участию композитора, организатора фестиваля современной музыки «Московский форум» и руководителя «Студии новой музыки» Московской консерватории Владимира ТАРНОПОЛЬСКОГО.

Сближение между низким и высоким, безусловно, происходит -- хотя бы потому, что и то и другое двадцать-тридцать лет назад достигло крайностей и исчерпало свои резервы. Чистый авангард почти лишился публики. С другой стороны, современная попса практически не имеет никакого отношения к искусству.

В Европе движение музыкального авангарда к ассимиляции элементов масскульта началось давно -- назову, например, сочинения, написанные около 1968 года, -- «Симфония» Берио, «Гимны» Штокхаузена. Эти шедевры, при всей своей музыкальной «открытости», держали планку на таком уровне таланта и профессионализма, который никогда не позволит упрекнуть их авторов в конформизме или художественном компромиссе. А это и есть та хрупкая и подвижная грань, которая отделяет искусство от подделки.

В целом же тенденция представляется мне весьма перспективной, так же как и включение в современные партитуры элементов фольклора, этнических инструментов и электроники. Но с одной оговоркой -- необходимый уровень профессионализма, который никогда не гарантирует «шедевра», но зато как прививка вырабатывает стойкий иммунитет против наивного дилетантизма и просто дурновкусицы. А всякие простодушные или расчетливые заигрывания с публикой рано или поздно действуют как катапульта, выбрасывая тот или иной «хит» или «шедевр» в положенную ему нишу культуры.

Я хотел бы предложить нашим ревнителям «рыночности» в сфере искусства поинтересоваться, как котируется такого рода отечественный «товар» на международном рынке. Увы, по крайней мере в сфере т.н. серьезной музыки многое из того, чем так громко восхищаются у нас, на Западе не имеет шансов на существование. В культурной среде Европы к такого рода полудилетанским опытам сформирована устойчивая аллергия, и музыкальный рынок с легкостью их выбраковывает. У нас этот этап еще не изжит.

Конечно, «попсовизация» сегодняшнего российского искусства отражает вкусы представителей наших новых классов -- люмпенов и новых русских. Однако мне кажется, что в этом проявляется и одна из наших давних традиций. В русской культуре всегда присутствовал императив народности и демократизма искусства. И сегодняшняя «попсовизация» -- это как бы реинкарнация соцреализма, который тоже ставил себе задачу общаться с массами. А до соцреализма то же самое практиковал РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов). А еще раньше -- Писарев и т.д. Думаю, что и сегодня многие из тех, кто искренне и простодушно считают себя постмодернистами, на самом деле являются продолжателями этого славного дела. Совпадают даже формы: рапмовские кантаты писались сразу несколькими композиторами (кстати, среди них был мой тезка Владимир Тарнопольский). Сейчас также предпринимаются подобные попытки. В нашей недавней истории все то, что не было понятно человеку « с улицы», объявлялось антинародным, сейчас же один из участников нашей дискуссии тоже считает, что целый ряд замечательных писателей пишет исключительно для критиков.

Мне кажется, что все самое нелепое, что происходило в соцреализме, было связано с абсолютизацией ложно понятой идеи демократичности: «Искусство должно быть понятно массам, искусство принадлежит народу». Но ведь демократизм -- это не массовость, это возможность каждому обрести свою нишу.

Но есть и другая сторона. Я внимательно читал материалы текущей дискуссии. В одном из них есть нравоучительная ссылка на то, что в английском языке существуют два родственных понятия: «арт» -- собственно искусство и entertaiment -- «развлечение». Это как раз пример того, как язык отражает самосознание культуры. В пуританской английской традиции искусство действительно всегда понималось в первую очередь как развлечение. А, скажем, в Италии или во Франции это не так. В немецкоязычных странах это абсолютно не так. И тем более это не так в России. У нас такого отношения никогда не было, и, я надеюсь, никогда не будет. В России искусство -- всегда нечто большее, чем просто развлечение. Над этим можно и, наверное, нужно иронизировать, чтобы не впасть в позерство, но с этим ничего не поделаешь -- нравится нам это или нет.

«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»