|
|
N°206, 07 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Норвежцы уходят в пустыню
Norsk Hydro провела в Германии «рыночную зачистку» алюминиевых заводов
Norsk Hydro совместно с американской компанией Alcoa и австрийской Amag как владельцы алюминиевых заводов в Гамбурге (HAW) и Штаде (федеральная земля Северный Рейн -- Вестфалия) в конце прошлой недели объявили об окончательном закрытии производств в Германии. Последние недели с руководством Norsk Hydro шли переговоры о возможных моделях спасения HAW. Однако никаких подвижек, которые указали бы на смягчение позиции норвежцев, не произошло. В прошлую пятницу к переговорам подключился сам канцлер Герхард Шредер, решивший напоследок сделать доброе дело для немецкой экономики. На кризисную встречу в ведомство федерального канцлера помимо топ-менеджеров Norsk Hydro были приглашены премьер-министры трех федеральных земель Германии -- Гамбурга, Нижней Саксонии и Северного Рейна -- Вестфалии. После завершения полуторачасовых переговоров был оглашен окончательный и не подлежащий пересмотру приговор: норвежцев не удалось убедить в том, чтобы они либо продолжили производство, либо продали предприятия.
Norsk Hydro, Alcoa и Amag еще летом объявили о намерении закрыть HAW завод в Штаде. Под угрозой оказалось более 800 рабочих мест на самом современном и самом крупном производстве алюминия в Европе. Norsk Hydro в качестве основной причины, побудившей ее руководство на такой экстремальный шаг, официально называет слишком высокие цены на электроэнергию в Германии, которые к тому же безудержно растут вместе с ценами на нефть и газ. До конца этого года на поставку электричества у алюминиевых заводов Norsk Hydro еще действуют долгосрочные договоры с вполне терпимыми ценами. Однако с января эти цены должны увеличиться вдвое.
Другой причиной закрытия предприятия, как оказалось, является соглашение Norsk Hydro с правительством Катара (подписано еще в 2004 году) о строительстве в пустыне крупнейшего в мире алюминиевого производства. Годовая мощность этого гиганта составит 570 тыс. тонн -- это равно совокупному объему выпуска всех пяти заводов по производству алюминия, находящихся в Германии. Причем производственные затраты в пустыне будут малой долей того, с чем приходится сталкиваться в Германии.
Судя по всему, именно это соглашение и стало причиной отказа продать немецкое производство Юргену Гроссманну -- главе алюминиевого завода Georgmarienhuette и личному другу Герхарда Шредера. Г-н Гроссманн присутствовал на встрече с руководством Norsk Hydro даже с заранее заготовленным договором на покупку HAW, который он надеялся тут же подписать. Ничего из этого не вышло. Равно как и из отчаянного предложения г-на Шредера отложить рассмотрение этой проблемы на полтора месяца, пока не заработает новое правительство Германии. Все хлопоты присутствующих с немецкой стороны оказались пустыми. Бургомистр Гамбурга Оле фон Бойст сообщил: «Норвежцы проявили железную стойкость, и влияние политики здесь натолкнулось на свои границы».
Возмущенный глава правительства Нижней Саксонии Кристиан Вульфф назвал происходящее рыночной зачисткой на производственных площадках Германии и Европы. Norsk Hydro отказалась продавать свои алюминиевые заводы немцам даже при том условии, что правительства Гамбурга и Нижней Саксонии выступят гарантами по рискам, которые могли бы возникнуть в результате сделки. «Ни одного убедительного аргумента от наших собеседников мы не услышали», -- с горечью сказал по окончании переговоров г-н Вульфф.
Юрий ШПАКОВ, Берлин