|
|
N°159, 03 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хижина дяди Сэма
Если африканцы добьются репараций, США обанкротятся
В минувшую пятницу в южноафриканском Дурбане открылась всемирная конференция ООН, посвященная борьбе с расизмом, ксенофобией и нетерпимостью. Представительный международный форум приобрел скандальный оттенок задолго до открытия, когда арабские страны объявили: они будут добиваться, чтобы ООН официально приравняла сионизм к расизму. Категорически против выступили США, пригрозившие бойкотом. При этом многие наблюдатели замечают, что сионизм пришелся американцам и другим западным странам весьма кстати, потому что отодвинул на второй план другую проблему, которую намеревались поднять африканские государства, -- о выплате репараций за страдания, перенесенные чернокожими за столетия рабства.
Судебные иски с требованием возместить ущерб, причиненный в давние времена, получили в последние годы широкое распространение. Наиболее громкими стали истории со «спящими счетами» жертв холокоста, по которым швейцарским банкам пришлось начать выплаты их потомкам, а также с крупнейшими немецкими и австрийскими компаниями, использовавшими труд жителей Восточной Европы, насильственно вывезенных в Третий рейх. Движущей силой исков, как правило, являются американские юристы, отработавшие технологии привлечения к финансовой ответственности за преступления прошлого. Опыт жертв холокоста и подневольных работников пытаются использовать и в Азии -- компенсаций от Японии требуют, например, «женщины в утешение» из стран Юго-Восточной Азии, которых японцы принудительно отправляли в армейские бордели, или китайцы-пленные.
К этому же опыту апеллируют и африканцы, которых не смущает тот факт, что события, за которые они намерены получить компенсацию, начались почти 550 лет назад. Речь идет о трансатлантической торговле чернокожими рабами, которую африканский проект итоговой резолюции форума первоначально характеризовал как «беспрецедентное преступление против человечества», «единственную в своем роде трагедию в его истории, нанесшую непоправимый ущерб в первую очередь африканцам». Чернокожие считают справедливой выплату репараций со стороны бывших колониальных держав -- Великобритании, Испании, Нидерландов, Бельгии, Португалии, Франции, а также США.
На намерение Мэри Робинсон, верховного комиссара ООН по правам человека, включить в повестку дня дурбанской встречи вопрос о репарациях, МИД Великобритании, например, отреагировал без промедления: «Мы не готовы увязывать помощь африканским странам с историей». Представитель администрации США пригрозил прекратить всю помощь африканским странам, как только те начнут обсуждать вопрос о репарациях. Вашингтон готов согласиться с включением в текст резолюции формулировки о «преступлениях против человечества», если в резолюции будут упомянуты арабские работорговцы, занявшиеся этим бизнесом в Восточной и Центральной Африке приблизительно за 600 лет до появления белых.
По данным Организации африканского единства, за столетия рабства с Черного континента было вывезено более 20 млн человек, а ущерб составил 777 триллионов долларов. Сумма, естественно, нереальная. А вот списание, по крайней мере, части гигантских долгов Африки перед развитыми странами -- это уже вполне конкретное требование.
Надо сказать, что в Америке вопрос о компенсациях собственным чернокожим жителям -- потомкам африканских рабов, насильственно вывезенных в Америку в XVII--XVIII веках, -- уже поднимался. «Американская национальная коалиция черных за компенсацию» оценила их в 1,5 триллиона долларов, предложив в качестве варианта выплатить каждой афроамериканской семье единовременно 100 тысяч долларов с последующим списанием 75% налогов. Борцы за равноправие обращают внимание на то, что администрация США сочла возможным извиниться за ошибки прошлого перед целыми слоями собственного населения (например, перед американцами японского происхождения, интернированными в годы второй мировой войны; им обещано выплатить 1,2 млрд долл.). Но ни один президент не пошел на признание американской вины перед африканцами. Впрочем, чернокожий ученый из США Шелби Стил выступает против самой постановки вопроса о компенсациях и формирования у негров «психологии жертв», которая, по его мнению, отвлекает их от решения настоящих проблем. Однако другие исследователи, такие, например, как профессор Мэрилендского университета Рон Уолтерс и адвокат Рэндолл Робинсон, доказывают, что именно рабство стало первопричиной всех нынешних проблем чернокожих и белым нельзя это забывать.
Игорь МАКСИМОВ, Алексей СЛОБОДИН