|
|
N°206, 07 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сергею Игнатьеву продлили срок
В канун Дня народного единства Владимир Путин предложил Госдуме оставить Сергея Игнатьева главным банкиром страны еще на четыре года, положив тем самым конец многочисленным слухам о будущем председателя Центрального банка. Отметим, что Путин мог бы и не спешить: по закону президент должен внести кандидатуру главы ЦБ за три месяца до окончания срока полномочий действующего председателя. Следовательно, для раздумий у президента было еще полтора месяца (первая четырехлетка г-на Игнатьева заканчивается 20 марта 2006 года). Досрочное внесение кандидатуры Сергея Игнатьева именно сейчас -- своего рода дополнительная демонстрация доверия и одобрения текущей политики ЦБ, отмечают собеседники «Времени новостей». Видимо, в Кремле довольны деятельностью Банка России как в сфере кредитно-денежной политики, так и укреплением и развитием банковской системы.
Инициативу президента в Думе уже поддержали, заявив, что никаких проблем с утверждением кандидатуры Сергея Игнатьева не предвидится. Примечательно, в отношении сподвижников председателя Банка России все не так безоблачно: у некоторых членов совета директоров ЦБ сроки полномочий истекают весной--осенью 2006 года, и к отдельным персонажам, по словам председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника, «могут быть вопросы».
По мнению г-на Резника, Сергей Игнатьев является «исключительно профессиональным председателем Центробанка за всю историю развития банковской системы России». По словам депутата, Госдума может рассмотреть кандидатуру главы ЦБ на одном из ближайших пленарных заседаний. Схожих оценок относительно профессионализма Игнатьева (что, впрочем, понятно) придерживаются и сами банкиры. Например, глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян «двумя руками за» назначение Игнатьева на второй срок, отметив, что «он один из самых компетентных, вдумчивых, порядочных и глубоко интеллигентных людей», и это сочетание личных качеств является «уникальным для нашего времени».
Примечательно, что Сергей Игнатьев как глава ЦБ стал для внешнего мира едва ли не единственным свидетельством того, что в России продолжаются структурные реформы. В недавно опубликованном ежегодном докладе Международного валютного фонда о состоянии российской экономики отмечается, что в нашей стране остановлены все реформы, за исключением одной -- банковской.
Собеседники «Времени новостей» отмечают и другие качества главы ЦБ, которые позволяют ему остаться на второй срок. Прежде всего это принадлежность к либеральной команде министра финансов Алексея Кудрина, в чьем ведомстве Игнатьев успел поработать до прихода в Банк России. Минфиновское прошлое, а также невозможная при бывшем председателе ЦБ Викторе Геращенко полная лояльность Банка России к деятельности Минфина дают некоторым наблюдателям основания считать, что политика регулятора определяется не в офисе Сергея Игнатьева, а в кабинете Алексея Кудрина.
Впрочем, даже объединенные усилия ЦБ и Минфина не помогли ведомствам справиться с главной проблемой властей в сфере экономики -- ростом инфляции. По прогнозам экспертов Всемирного банка, этот показатель превысит 12% по итогам 2005 года вместо положенных по бюджету восьми. Впрочем, вряд ли следует обвинять макроэкономиста Игнатьева, превратившегося волей президента в банкира, в том, что он не может принимать действенных мер для обуздания инфляции. Влияние ЦБ на денежно-кредитную политику стало очень ограниченным, ведь стерилизация денежной массы проводится преимущественно через стабилизационный фонд, а он находится в ведении Минфина.
Для населения первый срок Игнатьева запомнится скорее всего другими, более яркими событиями: кризисом доверия 2004 года и введением системы страхования вкладов.
Хотя процесс отбора банков в ССВ до сих пор вызывает массу вопросов у заинтересованных участников рынка, сам факт того, что система работает, уже можно считать победой ЦБ. Особенно принимая во внимание, что введение в России государственных гарантий по банковским частным вкладам до прихода команды Игнатьева тормозилось несколько лет.
Начавшаяся весной прошлого года зачистка банковской системы в сотрудничестве с Комитетом по финансовому мониторингу стала одной из причин летнего кризиса доверия, спровоцировав отток частных клиентов из банков, де-факто национализацию Гута-банка, а также закрытие лимитов для мелких и средних банков на рынке межбанковских кредитов. На фоне панических настроений тогда даже заговорили о возможной отставке г-на Игнатьева или одного из его первых замов. Однако обошлось.
Ужесточение надзора принесло также сокращение числа регулируемых, десяткам банков были вынесены предупреждения, в результате чего на рынке в несколько раз возросла стоимость нелегальных финансовых услуг.
Отдавая должное ужесточению надзора за банками, некоторые участники рынка связывают активизацию ЦБ с участившимися за последний год дискуссиями о создании через несколько лет единого финансового мегарегулятора. Главным претендентом на эту почетную миссию выступает ФСФР, что вряд ли может радовать г-на Игнатьева, поскольку при таком раскладе его ведомство может лишиться своих надзорных функций в пользу смежного ведомства. И вообще перестать играть реально значимую роль в российской финансовой системе.
Пока же г-ну Игнатьеву, безусловно, есть чем заняться следующие четыре года. Причем председателю ЦБ явно придется поторопиться с решением наиболее острых проблем сектора -- вычищением банковской системы, повышением капитализации банков, а также выстраиванием деятельности ССВ и кредитных бюро. Ведь очевидно, что вопрос о продлении его полномочий будет решаться не через четыре года, а значительно раньше, когда страна будет готовиться к новым президентским выборам.
Сергею Игнатьеву 56 лет, пост председателя Банка России занял в марте 2002 года, после досрочной отставки Виктора Геращенко. Прежде у г-на Игнатьева уже был опыт работы в ЦБ, в 1992--1993 годах он занимал пост заместителя председателя Банка России.
До прихода в ЦБ в 2002 году г-н Игнатьев в течение пяти лет трудился в Минфине, где занимал должность первого заместителя министра. В 1996--1997 годах являлся помощником президента Бориса Ельцина по экономическим вопросам. В первой половине 1990-х Сергей Игнатьев занимал посты заместителя министра экономики и финансов. До прихода в органы власти нынешний глава ЦБ занимался преподавательской деятельностью, в частности, с 1978 по 1991 год работал в Ленинградском институте советской торговли и Ленинградском финансово-экономическом институте. В 1975 году окончил МГУ, кандидат экономических наук.
Наталья РОМАНОВА