Время новостей
     N°159, 03 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.09.2001
«Наш бизнес будет расти»
На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» ответили председатель правления АБН АМРО Банк Михил ШВАРЦ и глава Ситибанк Т/О Аллан ХЕРСТ.

-- Российские банки принято критиковать, в частности, за «малый размер». Сейчас развернулся спор о том, как увеличить капитализацию банковской системы -- эволюционным путем или с помощью жестких административных стимулов к концентрации капитала. Какой из этих подходов -- эволюционный или революционный -- кажется вам более надежным и реалистичным?

Михил Шварц: -- Не думаю, что банкам с иностранным капиталом следует вступать в эту дискуссию. АБН АМРО является частью высококапитализированного финансового института, работающего по всему миру, и дебаты относительно минимального капитала никак не повлияют на наши операции в России.

Помимо споров о величине капитала и количестве участников рынка существуют и другие важные элементы реформы, без которых, на мой взгляд, невозможно создать сильную банковскую систему.

Прежде всего нужно обеспечить прозрачность. Устойчивость банка гораздо важнее, чем его размер. Если не будет прозрачности, клиенты, контрагенты и регуляторы не смогут судить о мере устойчивости того или иного банка.

Большой шаг вперед -- введение международных стандартов бухучета (МСБУ). Сроки перехода на МСБУ пока обсуждаются, но мы видим, что все больше банков и компаний публикуют по этим стандартам свои финансовые результаты, заверенные признанными аудиторскими компаниями. Это очень позитивная тенденция.

Отдельная тема -- государственное регулирование. Я убежден, что его правила должны быть упрощены. Они не должны допускать двоякого толкования и исключений. Различные реформы, предпринимаемые в этом направлении правительством, несомненно, заслуживают одобрения. Однако повседневная практика остается серьезной помехой для инвестиций, а значит, и для экономического роста.

Банки, работающие в России, обязаны отчитываться перед всевозможными государственными органами. Бремя отчетности является чрезмерным. Банковский сектор и в конечном счете его клиенты несут огромные издержки. Когда вступят в силу новый Налоговый кодекс и закон о борьбе с отмыванием преступных доходов, нагрузка возрастет еще больше. Мы выступаем за упрощение и рационализацию требований к отчетности, что должно повысить эффективность работы самих государственных органов.

Аллан Херст: -- В российском банковском секторе много проблем. Они часто взаимосвязаны и не имеют простых решений. Размер сам по себе является отражением многих более фундаментальных вещей. Поэтому совсем не обязательно, что простым увеличением минимального капитала банков удастся решить другие насущные проблемы -- достичь прозрачности, улучшить корпоративное управление, повысить качество кредитных решений и управления инвестиционными портфелями... Таким образом, я не являюсь ни эволюционистом, ни революционером, так как не верю, что простое укрупнение банков решает главную проблему.

-- Один из ключевых вопросов банковской реформы -- это роль и место государственных банков в системе. Ожидаете ли вы, что их роль в ближайшие годы будет сокращаться? Сталкиваются ли «дочки» западных банков с недобросовестной конкуренцией со стороны госбанков?

М. Ш.: -- В России эта проблема больше затрагивает не иностранные, а местные банки. Мы не рассматриваем банки, принадлежащие государству, как прямых конкурентов, поскольку два сектора -- государственный и частный -- по большей части дополняют друг друга. В целом роль государства в банковской системе зависит от экономических потребностей. Там, где частный сектор не способен удовлетворить потребности экономики, государству приходится решать две задачи: формировать условия, чтобы со временем частный сектор был готов начать работать в этой области, и одновременно «заполнять брешь», пока ее не в состоянии закрыть частный сектор. Государственные банки развития и специализированные отраслевые банки (например, банки, работающие с аграрным сектором или с малыми и средними предприятиями) играют важную роль в экономическом развитии многих стран. По мере развития экономики и финансовой системы потребности могут меняться. Поэтому важно точно определить, каковы потребности экономики и в какой мере частный сектор способен им отвечать.

Вообще, аналогичные дискуссии идут сейчас и в западноевропейских странах, например в Германии.

А. Х.: -- Не думаю, что роль государственных банков существенно изменится в ближайшие два-три года. Непохоже, чтобы в правительстве или среди регуляторов нашего рынка существовал консенсус относительно оптимальной роли этих банков. Пока не появится консенсуса, мы вряд ли увидим какие-либо реформы.

Ощущают ли иностранные банки недобросовестную конкуренцию со стороны госбанков? За других говорить не могу, но мы в Ситибанке с этим не сталкиваемся.

-- Начиная с 1999 года доля иностранных банков в капитале российской банковской системы сократилась. Означает ли это, что западные банкиры никак не могут прийти в себя после дефолта государства по ГКО?

М. Ш.: -- Капитализация дочерних банков -- лишь один из способов измерения активности иностранных банков в России, причем не самый точный. Мы видим, что иностранные банки постепенно наращивают кредитование российских заемщиков. Увеличиваются и объемы, и сроки кредитов. Лишь часть этих сделок проводится местными подразделениями иностранных банков, предоставляющих, например, кредиты в рублях. Значительные объемы финансирования поступают заемщикам с Запада напрямую. С этой точки зрения объем капитала, который западные банки инвестировали с 1999 года в Россию (через свои подразделения или напрямую), значительно возрос.

А. Х.: -- Я не знал, что доля иностранных банков в капитале банковского сектора уменьшилась с 1999 года. Если это действительно так, то я бы объяснил это различиями в темпах рекапитализации и бизнес-стратегиях. Кризис на рынке ГКО случился три года назад, и я думаю, что все банки давно уже оправились от его последствий.

-- Экстенсивное восстановление банковского сектора после финансового кризиса, похоже, завершилось. Банкам приходится изыскивать новые пути интенсификации своего бизнеса. Собираются ли «дочки» западных банков воспользоваться ситуацией, чтобы увеличить свою долю рынка?

М. Ш.: -- Как и в любом другом бизнесе, для роста и процветания банкам необходимо находить конкурентные преимущества. Мы рассматриваем российский рынок как рынок с большими возможностями, который в долгосрочной перспективе будет расти. Рассчитывая на постепенное улучшение регулятивной среды и экономического климата, ABN AMRO инвестировал в Россию значительные средства и намерен продолжать в том же духе, чтобы закрепиться в числе избранных на своем целевом рынке. Наши сильные стороны -- управление ликвидностью, консультационные услуги по слияниям и поглощениям, структурированное финансирование. Мы рассчитываем, что наш бизнес в России продолжит быстро расти, причем это касается как коммерческого, так и инвестиционного банкинга.

А. Х.: -- Ситуация на российском финансовом рынке заметно улучшилась, и условия теперь гораздо более благоприятны для всех банков -- неважно, иностранных или местных. Ситибанк, конечно, прилагает все усилия к увеличению своей доли на российском рынке!

Беседовал Владимир ФЕДОРИН