|
|
N°206, 07 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вечно живое искусство орнамента
Что общего между столичным компьютерным гуру и абстракционистом из Махачкалы
Еще в начале XX века дедушка архитектуры модернизма, непреклонный сторонник лаконичного функционализма Адольф Лоос, взбешенный декадентской барочностью родной Вены времен Сецессиона, приравнял орнамент к преступлению. Но узорчатый криминальный элемент все равно постоянно просачивался на территорию искусства минувшего столетия, то маскируясь под расчисленную череду цветных квадратов Пита Мондриана, то принимая облик оптических игр-лабиринтов Виктора Вазарелли, то всплывая в абстрактных экзерсисах строгих представителей нео-гео («гео» -- это от слова «геометрия», а отнюдь не «география»), а то и мимикрируя под инфантильную каллиграфию звезды престижных аукционов Сая Туомбли. Теперь высокохудожественная ересь в целях своего длящегося неискоренимого бытования прикрывается строительным щитом с надписью «Осторожно, объект!». Даже не худосочный объект, а -- бери выше -- полнокровная инсталляция.
Выставка дагестанца Апанди Магомедова «Посвящение №2» в столичной Айдан галерее благодаря усилиям галеристки-художницы Айдан Салаховой и стала инсталляцией, занявшей весь зал. Выпуклые работы-рельефы Магомедова повешены и положены так, что напоминают выщербленные и очищенные от штукатурки куски стены и останки пола, лишенного глянцевого псевдодубового покрытия. Культурный слой снят, а за ним зияют дразнящие первородностью первоосновы. Их структуры ритмизованы, узоры дублируют друг друга, прямоугольники, квадраты, линии и круги неправильных форм складываются в орнаментальный (и ориенталистский) танец, напоминающий макабрическую смесь восточной вязи и печатного пряника. Для этих объектов из прессованных опилок, покрытых глиной, цементом и краской, самым важным является зрительно осязаемый объем.
Но за эффектным формализмом таится семантический сдвиг. Или даже взрыв. Поскольку махачкалинский художник посвящает (см. название проекта) свои рельефы кизяку -- тоже своего рода первооснове горского бытия. Им, рожденным во чреве скота, топят печи, удобряют сады, укрепляют стены. И предварительно высушивают на крышах саклей, раскладывая сырые коровьи и овечьи лепешки по определенному принципу, своему для каждого села. Апанди Магомедов последние несколько лет ездил по дагестанским поселкам и фотографировал эти орнаменты кизяков, вдохновлялся артификацией низменного и одновременно жизненно важного, а потом перенес свою энциклопедию впечатлений в собственные произведения. В отличие от знаменитого черного англичанина Криса Офили, употребляющего настоящие слоновьи экскременты, Магомедов не использует в работах сам кизяк. Лишь потому, что слишком трепетно к нему относится. И выставка в Айдан галерее не эпитафия, а ода.
В отличие от шаловливо-ернического проекта Beauty Inside Алексея Шульгина, прямо на следующий день после вернисажа Магомедова показанного в XL галерее. Шульгин, одним из первых московских современных художников начавший концептуально работать с фотографией (именно работать, используя чужие снимки, а не фотографировать самому), теперь занят экспериментами с новыми технологиями. Он заставляет старый 486-й компьютер побираться, распевая дребезжащим голосом рок-хиты. Он мановением «мыши» превращает картинку на дисплее в отчаянное оптическое шоу на стене. А сейчас обыденное и обрыдшее изображение с рабочего стола» превратил в наркотический делириум. «Десктоп и все открытые на нем приложения волшебным образом пускаются в завораживающий, пульсирующий танец», -- говорит Алексей Шульгин. Мысль такова: нам не следует ждать красот от медийной индустрии, взять их у нее -- наша задача. И художник вправе переформатировать традиционную операционную систему, превратив ее в галлюцинаторный бред. Но этот бред опять-таки похож на кинетическую мозаику с чередующимися виртуальными узорами, скачущими на стене галереи.
Если суфист Магомедов из национального дерьма сделал европейского качества стильную конфетку, то безбашенный хакер Шульгин глобальный современный продукт превратил практически в дерьмо. В итоге у того и другого получился орнамент. То есть чистое искусство, доскрестись до которого сегодня можно лишь путем сложнейших технологических и интеллектуальных манипуляций. Но стоит ли оно потраченных усилий?
Федор РОМЕР