|
|
N°205, 03 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восстание масс
Беспорядки в окрестностях Парижа угрожают французским властям
Бандитский бунт в окрестностях Парижа становится во Франции политической проблемой номер один. За последние дни уличные дебоши и погромы, возникшие в конце прошлой недели в населенном арабами городке Клиши-су-Буа, распространились уже на семь пригородов французской столицы. Теперь поджоги автомашин и общественных зданий происходят в Олнэ-су-Буа, Бонди, Блан-Мениль, Ни-сюр-Марн и других районах. Полиция пока не способна остановить волну насилия на улицах. В результате действия уличных банд вчера стали темой для экстренного заседания французского правительства. Кроме того, был сорван план зарубежных поездок высших чиновников: премьер-министр Доминик де Вильпен отложил визит в Канаду, а министр внутренних дел Николя Саркози не смог отправиться в турне по Афганистану и Пакистану.
Погромы в арабских кварталах начались после того, как 27 октября в Клиши-су-Буа трое подростков, выходцев из Северной Африки, якобы удирая от полиции, попытались укрыться в трансформаторной будке. Этот, мягко говоря, необдуманный поступок привел к тому, что двое погибли от удара током, еще один беглец попал в больницу. После этого в нищем пригороде, славном своей неблагополучной криминальной обстановкой, начался уличный бунт: группировки молодых арабов нападали на полицейских, поджигали машины и громили магазины. Полиции пока не удается усмирить бандитов, и массовое хулиганство на улицах городов-спутников тянется уже несколько дней. По данным властей, только минувшей ночью в мятежных эмигрантских кварталах было сожжено около 250 автомобилей, ранее была зафиксирована попытка пустить красного петуха в одну из школ, были арестованы десятки погромщиков.
Внутри французской власти сейчас нет ясного понимания того, что делать с молодежными бандами, громящими предместья Парижа. Последний раз столь массовое и демонстративное попирание законов республики происходило в далеком 1968 году, когда студенты строили баррикады на улицах столицы. Однако тогда дети французов бунтовали против общества своих отцов. Сейчас в дело вмешались этнический и религиозный факторы: потомки выходцев из мусульманской Северной Африки, так и не вписавшиеся во французское общество ни в культурном, ни в экономическом смысле, воюют против закона, установленного коренным населением.
Это пугает многих французов и лишь усиливает антиэмигрантские настроения в стране. Но в демократической Франции, где уважение к меньшинствам является одним из основных принципов общественного устройства, немногие решаются обсуждать роль этнокультурного фактора в развитии пригородных погромов.
Наиболее резкие меры против мятежников предлагает глава МВД Саркози, уже вызвавший гнев левых своими острыми высказываниями в адрес погромщиков. Министр назвал бандитов французским словом, в переводе означающим «подонки» или «отбросы». Он отметил, что «пришло время, когда политики должны говорить словами французов», и добавил, что смягчающих слов недостаточно, а действовать надо твердо и справедливо. В ответ на обвинения левых Саркози заявил, что «если кто-то стреляет в полицейских, то он уже не "молодой человек", а негодяй».
С другой стороны, власть пытается утихомирить бунтовщиков не только полицейскими методами. Президент Жак Ширак призвал неукоснительно соблюдать закон «в духе диалога и уважения личности». Премьер де Вильпен, пытаясь погасить страсти, еще во вторник принял в Матиньонском дворце родителей двух подростков, погибших в трансформаторной будке. Премьер пообещал провести расследование этого случая (полиция и сам Саркози, кстати, отрицают факт погони за арабскими подростками). Тем не менее уличные погромы набирают ход и захватывают все новые территории, благо близ Парижа неблагополучных пригородов, населенных нищими эмигрантами, хватает. В мятежный Клиши-су-Буа ездил и председатель Французского совета по делам мусульманского культа Далиль Бубакер, машину которого, однако, тоже забросали камнями. Как сообщает "Либерасьон", обстановку в Клиши-су-Буа помогали взять под контроль местные "имамы", что, впрочем, скорее похоже на подмену французских светских законов исламской религиозной властью.
Стоит отметить, что разница в подходах жесткого Саркози и более либерального де Вильпена может не только обострить разногласия внутри нынешней власти, но и сыграть свою роль на будущих выборах. Не исключено, что эти два политика будут бороться на президентских выборах 2007 года. Глава МВД, сторонник жесткой политики в отношении эмигрантов, и так весьма популярен. К тому же в последние дни он позволил себе высказывания, на которые до сих пор осмеливался лишь националист Франсуа Ле Пен. Левые опасаются, что Саркози с помощью подобных жестов на публику перехватит часть крайне правого электората и наберет дополнительные очки в политической борьбе за Елисейский дворец.
Владимир ДЗАГУТО