|
|
N°159, 03 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Горизонты вертикали
Единый тарифный орган хочет регулировать все
Борьба за создание единого тарифного органа, регулирующего цены на услуги естественных монополий, перешла в финальную стадию. Решение о том, что структура создается на базе Федеральной энергетической комиссии (ФЭК), принято, и теперь заинтересованные стороны активно делят пышный тарифный пирог. Торг идет сразу по нескольким позициям: кто получит контроль, что именно считать монополией, и как распределятся полномочия между единым тарифным органом, его филиалами в регионах и федеральных округах.
Контроль за тарифной политикой государства дает руководителю нового органа огромные возможности. По оценкам независимых экспертов, в сферу его полномочий попадает «косвенное» регулирование порядка 65% экономики страны. Каков будет объем прямого регулирования, не берется сейчас сказать никто. Начальные расчеты предполагали 6--8% ВВП. Но с тех пор перечень монополий, который должен представить на утверждение президенту глава правительства, постоянно изменяется и дополняется. В одном из последних вариантов (по слухам, завизированном премьером) откуда-то всплыли «ритуальные услуги». Перечень попал на глаза президенту, ритуальные услуги возражений не вызвали. Так у единого тарифного органа появился шанс заняться обсчетом стоимости гробов.
Эпизодическое дополнение списка странными «естественными монополиями» связано с внутриправительственной борьбой за контроль над структурой. Наиболее вероятным претендентом на пост регулировщика тарифов называют вице-премьера Виктора Христенко. Правда, не всех его кандидатура устраивает, поскольку он является, на взгляд некоторых участников игры, «слишком самостоятельной фигурой».
Когда стало понятно, что перечень разбухает не по дням, а по часам, МЭРТ немедленно внесло предложение: тариф на услуги естественной монополии должен пересматриваться раз в год. В начале года ФЭК устанавливает некий ценовой коридор с минимальным и максимальным значением тарифа. Методики расчетов цен на услуги монополий согласуются с МЭРТ, планка тарифа учитывается при составлении бюджета страны.
То обстоятельство, что в Москве никак не могут определиться с полномочиями и статусом нового органа, парализует законотворческий процесс. Так, никто из региональных лидеров и чиновников, ответственных за тарифную политику в субъектах федерации (это в первую очередь руководители региональных энергетических комиссий -- РЭК), не понимает, насколько «вертикальной» видят в центре новую вертикаль. Сейчас РЭК подчиняются губернаторам в большей степени, чем Москве, что неизбежно сказывается на результатах их деятельности.
Руководителям РЭК очень хочется верить, что тарифная реформа затевалась именно для того, чтобы выстроить сквозную систему регулирования тарифов. В этом случае у руководителей РЭК появится шанс избавиться от контроля губернаторов. Достаточно подчинить региональные комиссии непосредственно Москве и придать им статус филиалов единого тарифного органа -- и вопрос будет решен. В то же время действующее законодательство на столь радикальные шаги сразу пойти не позволяет. На изменение же законов уйдет не меньше, чем год-полтора. А потому чиновники, разрабатывающие механизмы реализации реформ, впали в законотворческий ступор.
Идеальная схема предполагает не только полный «развод» с губернаторами, но и передачу региональным энергокомиссиям (а также и федеральным) функции контроля за таким количеством федеральных, локальных и даже зональных монополий, что у чиновников голова идет кругом. В их число отчасти попадают транспортировка нефти и нефтепродуктов (по местным трубопроводам), транспортировка газа, реализация его для нужд населения. РЭК хотят также регулировать систему городского водоснабжения, канализацию, порты и аэропорты, почту, телефонную связь (в том числе телефоны-автоматы). И даже переработку отходов. Все эти услуги, по мнению представителей РЭК, относятся к «локальным» монополиям. Но закон о таком явлении умалчивает. В нем вообще нет таких понятий, как локальные или зональные монополии, а перечень федеральных крайне ограничен.
Для более «глубокой» регулировки тарифов РЭК хотели бы контролировать и цены на уголь. С учетом того, что тарифы на железнодорожный транспорт также будет устанавливать единый тарифный орган, все угольные посредники при этом «отсекаются». Нетрудно догадаться, что у столь радикального подхода мало шансов на жизнь, хотя бы потому, что для его осуществления надо вернуть промышленность в «дорыночное» состояние, что невозможно.
Скорее всего ФЭК предложит правительству свод компромиссных правил на переходный период, где будут учтены все особенности действующего законодательства и состыкованы интересы Москвы и губерний. В то же время разработчики понимают, что если проект будет принят за основу, о «вертикали» можно забыть -- к 2004 г., когда наконец появятся предпосылки к ее созданию, проблема вряд ли кого будет интересовать.
А тем временем представители президента в федеральных округах не дремлют и готовят собственные предложения. По информации газеты «Время новостей», несколько представителей провели консультации, цель которых -- понять, что можно отщипнуть от общего пирога. Выяснилось, что в первую очередь их интересует энергетика, а именно: тарифы для населения, доступ на федеральный оптовый рынок электроэнергии, а также квоты для отдельных предприятий, не в последнюю очередь -- крупнейших металлургических. По информации газеты «Время новостей», Владимир Путин как-то выразил недоумение тем, что пенсии и зарплаты во всех регионах одинаковые, а тарифы разные. Теперь представители президента могут попытаться исправить ситуацию. Доступными им способами.
Екатерина КАЦ