|
|
N°205, 03 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не разлей вода
«Первый после бога» на московских экранах
Осенью 1944 года на советскую военно-морскую базу в Финляндии приезжает блокадница Таня, которая устраивается подавальщицей в офицерскую столовую и немедленно теряет голову от командира-подводника Александра Маринина. И немудрено: Маринин не просто «первый после бога» (как называют подводники своих капитанов), а в чем-то даже будет и первее. Породистый красавец дворянин, косая сажень в плечах, благородный мазок седины на виске. Если пьет -- то до полного раскардаша, если любит -- то разваливается с отчаянным скрипом пережившая не одно поколение бабушкина кровать в будуаре хозяйки местной гостиницы, если играет в карты -- то не на деньги, а на водоизмещение фашистских транспортов, которые он намеревается потопить. И конечно, Маринин -- безоговорочный ас и авторитет в своем опасном подводном деле. Впрочем, это абсолютно не волнует прибывшего на базу особиста-смершевца Шарабидзе (Михаил Гомиашвили), человека со шрамом, который во что бы то ни стало хочет подвести Маринина под трибунал, напирая на его сомнительное происхождение. В конце концов он добивается того, что Маринину запрещают выходить в море. Но когда приходит шифровка о крупном фашистском караване, то становится ясно, что справиться с этим заданием может только Маринин, и никто другой.
Прототипом Маринина до очевидности послужил легендарный капитан-подводник Александр Маринеско, многие детали биографии которого перекочевали на экран практически без изменений. Однако нет никакого желания сравнивать капитана реального и капитана экранного, как и вникать во вроде бы правдоподобные подробности житья-бытья подводников (к работе над фильмом были привлечены многочисленные и авторитетные консультанты). Ибо даже если окажется, что исторические и технические нюансы переданы безупречно, фильму в целом это не слишком-то поможет. Конечно, на фоне предыдущего фильма режиссера Василия Чигинского -- совсем уж ни в какие ворота не лезущих «Зеркальных войн» -- «Первый после бога» выглядит проектом вполне состоятельным. Но, к сожалению, любые другие сравнения -- хоть с военной киноклассикой прошлых лет, хоть с хрестоматийными историями о подводниках из голливудских картин -- будут явно не в его пользу. Фильм медленно и верно идет ко дну, сбиваясь с ритма, теряя по пути персонажей и целые сюжетные линии, по многу раз пробуксовывая на и без того вполне очевидных моментах и скороговоркой проскакивая мимо событий действительно важных, интересных и эффектных. Заявленная в самом начале Таня, которая по всем законам должна была стать если не любовным интересом Маринина, то уж хотя бы полноправным персонажем, в какой-то момент просто исчезает из повествования, чтобы только ближе к концу пробежать по пирсу навстречу вернувшемуся с задания героическому капитану, который, кажется, даже и не узнал, как эту девушку зовут. Точно так же на периферии остается некий попович, которого арестовали за соучастие в самостреле, а потом вдруг отдали на поруки в марининский экипаж: никакой смысловой нагрузки этот персонаж не несет, ничего особенного не совершает, разве только лишь несколько раз истово крестится и шепчет молитву. Вообще больше всего картина напоминает мини-сериал, из которого обязательно надо было сделать полнометражную картину -- и в дело вступили монтажные ножницы, безжалостно кромсающие пленку с явным ущербом для смысла и выразительности. Иначе никак нельзя объяснить тот факт, что прекрасным актерам вроде Виктора Сухорукова и Виктора Степанова (соответственно, радист и боцман) приходится просто несколько раз появиться на экране и решительно ничего не сыграть.
Даже, казалось бы, главное, что должно было привлечь интерес к фильму, -- собственно под- и надводные баталии -- снято качественно, но как-то впроброс. Зато изрядный кусок в середине картины отдан многоступенчатой и, в сущности, совершенно нелепой провокации, которую осуществляет Шарабидзе против Маринина. Дав капитану наводку, что его расстрелянный много лет назад брат-антисоветчик на самом деле жив и скрывается где-то в окрестностях базы, смершевец вынуждает Маринина долго и упорно искать какую-то лесную сторожку, где и берет его тепленьким. Ничего, кроме недоумения, эта линия не вызывает. Единственное, что могло бы как-то оправдать происходящее, -- это если бы в сторожке и вправду появился брат Маринина (его мог бы прекрасно сыграть довольно сильно похожий на артиста Орлова артист Владимир Вдовиченков), они бы вместе дали отпор негодяям из органов и все остальные подвиги совершали бы уже вместе.
ФОТО: Александр Маринин (Дмитрий Орлов) вернулся с особо важного задания целым и почти невредимым
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ