Время новостей
     N°159, 03 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.09.2001
Блокада Калининграда
Российские авиаторы не могут оплатить воздух Литвы
В минувшие выходные Калининградская область едва не подверглась частичной воздушной блокаде со стороны Литвы. Литовцы собирались с 1 сентября отрезать западный анклав от Москвы и остальной России, но в последний момент перенесли исполнение угрозы на два месяца -- до 31 октября. Однако финансовые и юридические противоречия, из-за которых соседи угрожают запретить полеты госпредприятию «Калининградавиа», не устранены. Более того, никто из причастных к проблеме ответственных лиц ни в России, ни в Литве пока не видит, как эти противоречия можно вообще устранить.

Следует отметить, что речь идет о довольно скромных суммах. Протяженность литовского отрезка авиатрассы Калининград--Москва составляет 250 километров. При тарифе 55 долл. за пролет ста километров суверенного неба (что соответствует среднемировым расценкам) каждый калининградский самолет приносит в кассу литовской авиационной администрации 165 долл.

Директор по экономике и финансам дирекции гражданской авиации Литвы Йонас Барейша сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что в этом году «Калининградавиа» пунктуально выполняет текущие платежи. Сумму долга, накопленного за предыдущие годы, директор Барейша назвал «не очень большой»: примерно 400 тыс. долл. Литовцев, однако, выводит из себя то, что, в строгом соответствии с российскими законами, погашение этого долга заблокировано.

Дело в том, что с весны 2001 года в «Калининградавиа» начата процедура банкротства и введено внешнее управление. В таких случаях, согласно отечественному закону о банкротстве, накопленные предприятием долги замораживаются. Йонас Барейша пояснил корреспонденту газеты «Время новостей», что литовская дирекция гражданской авиации является субъектом независимого государства, а потому не может согласиться, чтобы ее ставили в общую очередь с другими -- российскими -- кредиторами. Литовцы требуют, чтобы им предъявили если и не наличные, то хотя бы график погашения долга. Собственно, последняя отсрочка до 31 октября и предоставлена с условием, что до 20 октября «Калининградавиа» составит такой график. Барейша не захотел теоретизировать на тему, как русские сумеют обойти собственный закон. Он лишь надеется, что «они что-нибудь придумают».

Исполнительный директор калининградской авиакомпании Валентин Михайлов сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что с удовольствием заплатил бы, но пока не придумал, как это сделать законно. Он уповает на помощь областной администрации (которая, по его словам, проявляет большой интерес к судьбе авиапредприятия) и центральных властей. У властей, впрочем, рецепта тоже пока нет. Глава Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько побывал 28 августа в Калининграде, ознакомился с проблемой на месте и отбыл искать ее решение в Москву.

Хотя «Калининградавиа» -- госпредприятие, просто приказать ему «заплати» или даже подкинуть денег на это власти не могут. В процессе внешнего управления подобные выплаты возможны лишь с одобрения совета кредиторов, а там, по словам Михайлова, у государства нет большинства голосов.

Вариант проложить новый воздушный маршрут в обход Литвы Барейша и Михайлов единодушно отмели как нереальный. Барейша пообещал, что куда бы «Калининградавиа» ни скрылся из литовского неба, Литва будет преследовать должника повсюду, используя свои связи в Европе, а также скорое членство в Евросоюзе. «Да, можно летать через Польшу, -- сказал Михайлов, -- но это тоже европейская страна. Проще нам договориться с литовцами. Они ведь понимают, что если подрежут нам крылья, то вообще ничего с нас не получат».

Если не считать этого здравого соображения, сколько-нибудь прочной основы для взаимоприемлемого урегулирования калининградско-литовского воздушного конфликта пока не предвидится. Дело в том, что он не исчерпывается чисто денежными претензиями. В соответствии с нормами, принятыми в Западной Европе, Литва потребовала, чтобы калининградские самолеты, летающие над ее территорией, были оборудованы аппаратурой предупреждения столкновений в воздухе (так называемая система TCAS). И крайним сроком тоже поставили 31 октября 2001 года.

Оснащение TCAS одного самолета стоит не дешевле 150 тыс. долл. Корреспонденту газеты «Время новостей» Михайлов сказал, что на Ту-134 его авиакомпания такие системы ставить не будет никогда, так как это экономически бессмысленно. А более крупные Ту-154М оснастят TCAS, но потом, когда поднакопят необходимые средства. С Литвой глава «Калининградавиа» и по этому вопросу надеется «договориться», то есть упросить потерпеть еще. Даже если это и получится, судьба самой западной авиакомпании России останется в полной зависимости от терпения, доброй воли и настроения литовских авиационных властей.

Михаил КУКУШКИН