|
|
N°159, 03 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Генеральная доверенность
«Роснефть» и «Зарубежнефть» будут делить продукцию за государство
Соглашениями о разделе продукции в России отныне будут заниматься уполномоченные. В пятницу премьер-министр Михаил Касьянов подписал распоряжение, определяющее государственное унитарное предприятие Российское внешнеэкономическое объединение «Зарубежнефть» и ОАО НК «Роснефть» уполномоченными организациями, «привлекаемыми для оказания содействия в обеспечении интересов Российской Федерации при подготовке и реализации соглашений о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений углеводородного сырья».
Появление подобного документа ожидалось: две недели назад о его готовности сообщил глава правительственной комиссии по СРП вице-премьер Виктор Христенко. Сама же идея уполномоченных организаций в сфере СРП и вовсе не нова. Ее активный проводник-- министр экономического развития Герман Греф, отбивший прошлой осенью у Минэнерго функции главного куратора СРП. Спустя год он все же настоял на передаче защиты государственных интересов в таком тонком деле, как раздел продукции, из неловких чиновничьих рук в ловкие руки представителей компаний.
Заминка же с назначением уполномоченных носила не только технический характер. Многие заинтересованные лица считают неверной саму идею. Источники газеты «Время новостей» в Минэнерго уверяют, что возникла она исключительно из-за того, что в ведомстве г-на Грефа просто нет специалистов, способных заниматься подготовкой и следить за реализацией соглашений. Ряд депутатов, в частности, членов думской комиссии по СРП ранее выражали сомнения, что назначение уполномоченных компаний может быть проведено без внесения соответствующих поправок в закон «О соглашениях о разделе продукции». В законе подобные структуры не упоминаются ни словом, а функции по разработке условий соглашений возлагаются на правительственную комиссию, куда входят представители федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов, на территории которых находится конкретное месторождение. Согласно принципу «двух ключей», контроль за исполнением конкретных соглашений закон также возлагает на представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Однако основная причина задержки с выходом правительственной бумаги в свет связана все же не с теоретическими спорами (противоречит ли создание института уполномоченных по СРП закону или нет), а с вполне практическими интересами конкретных компаний. Почти все крупные российские нефтяные компании имеют месторождения, которые либо уже переведены, либо планируется перевести на режим СРП. И естественно, назначение в качестве уполномоченной организации по соглашениям о разделе продукции одной из них рассматривается прочими как нечестный прием конкурентной борьбы. Правда, в правительственном распоряжении попытались урегулировать эту проблему, записав, что «в целях предотвращения конфликта интересов» уполномоченные организации не могут участвовать в подготовке, заключении и реализации соглашений, в которых они выступают в качестве инвесторов. Но вряд ли столь незамысловатый способ снятия «конфликта интересов» утешит «неуполномоченные» организации, учитывая, что по их проектам действующий от имени и по поручению государства конкурент может навязывать им свои условия.
Недовольным остается лишь надеяться, что теперь процесс заключения СРП пойдет быстрее, а работать в этом режиме станет проще и веселее, так как бюрократических проволочек станет меньше. Впрочем, подобными оптимистическими мечтаниями могут преисполниться разве что работающие в России зарубежные компании. Именно они больше всего жаловались на то, что у российского СРП «семь нянек» и не понятно, к какой обращаться. Однако, учитывая, что нормативные акты, в частности касающиеся тех же налогов, по-прежнему будут готовить ведомства, сомнительно, что появление уполномоченных компаний сильно облегчит жизнь и иностранных инвесторов.
Да и вообще из лаконичного распоряжения правительства механизм работы, права, обязанности и функции уполномоченных организаций не совсем ясны. Одна из загадок -- их взаимодействие с региональными органами исполнительной власти. В документе говорится, что договоры с уполномоченными организациями будет готовить и заключать МЭРТ с участием и по договоренности с Минприроды, Минэнерго, МАП и Минфином. Про обязательного же участника любого СРП -- субъект Федерации -- авторы распоряжения, похоже, вовсе позабыли. Поэтому не исключены негативные отклики от властей нефтедобывающих регионов.
Впрочем, если правительство, начавшее выхолащивание самой идеи poduction sharing в главе Налогового кодекса о налоге на добычу полезных ископаемых, продолжит ту же линию в главе, посвященной собственно СРП, привлекательность этого режима для инвесторов исчезнет окончательно. И любые правительственные ухищрения в сфере лучшей организации работы по СРП не будут интересовать никого, кроме тех, кто столь опрометчиво заключил соглашение с непредсказуемым российским государством.
Наталья ОЛЕНИЧ