|
|
N°205, 03 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обеление "серых" схем
Россия и Китай пытаются совместить национальные торговые интересы
Судя по всему, Россия и Китай, несмотря на постоянный рост товарооборота и двусторонних инвестиций, не удовлетворены уровнем нынешнего торгово-экономического сотрудничества. Обе огромные соседние страны хотят большего, причем не только увеличения количественных показателей сотрудничества (например, доведения объема товарооборота до 60--80 млрд долл. к 2010 году), но и качественного скачка в его структуре. Иными словами, повышения в торговле доли машин и оборудования. Не забывая, впрочем, и об увеличении поставок сырьевых товаров.
Такой вывод можно сделать из итогов визита в Китай российской делегации во главе с вице-премьером Александром Жуковым и его переговоров с китайской коллегой У И. Без сомнения, аналогичные оценки будут даны экспертами по завершении 10-й, юбилейной встречи глав правительств двух стран -- Михаила Фрадкова и Вэнь Цзябао, которая открывается сегодня в Пекине. Образно говоря, г-н Жуков, в течение трех дней готовивший визит г-на Фрадкова, передаст ему своеобразную эстафетную палочку. «Передача» состоится на встрече двух правительственных чиновников, которая пройдет до начала российско-китайских переговоров.
Александр Жуков расскажет шефу об итогах заседаний двух комиссий -- по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта и по подготовке регулярных встреч глав правительств (на которой рассматривались вопросы торгово-экономического сотрудничества). Если во взаимодействии в гуманитарной сфере серьезных проблем вроде бы нет, то в торгово-экономической их слишком много. Было бы ошибкой объяснить ситуацию нежеланием сторон идти навстречу друг другу. Напротив, подобное стремление отчетливо видно на переговорах. Просто страны решают собственные национальные проблемы, и у каждой из них собственный взгляд на многие вопросы торгово-экономического сотрудничества.
Чуть ли не главный, по крайней мере по количеству упоминаний в прессе, вопрос -- о строительстве нефтепровода из России в Китай, бурно растущая экономика которого требует все большего количества энергоресурсов. В Пекине уже много лет требуют от России как можно скорее определиться с датой начала строительства. Именно на этом акцентировал внимание вчера на встрече Александра Жукова и У И с представителями российских и китайских деловых кругов вице-президент Китайской национальной нефтяной корпорации Чжоу Цзипин.
Россия не намерена отказываться от перспективного рынка. Российское правительство уже приняло решение строить нефтепровод до Тихого океана. Позже будет рассматриваться возможность ответвления на Китай. Однако торопиться, судя по всему, правительство не намерено. Дело в том, что российские власти взяли курс на освоение нефтяных месторождений Восточной Сибири, нефтью с которых и предполагается заполнять нефтепровод. А для этого нужно ни много ни мало 80 млн тонн (предполагается, что Китаю достанется 30 млн тонн). Одним словом, пока не будет нефти, не будет и нефтепровода. Китайцы не могут этого не понимать, однако у них свой интерес -- им нефть нужна уже сейчас. Пока сошлись на поставках по железной дороге. Согласованный на 2006 год объем -- 15 млн тонн.
Впрочем, Россия также требует от Китая многого из того, что он пока обеспечить не может. Например, покончить с многочисленными попытками использования «серых» схем при импорте китайских товаров. По словам Александра Жукова, Россия «очень обеспокоена большим объемом неорганизованной торговли и «серого» импорта». Правда, представитель китайской экспортно-импортной палаты по легкой промышленности утверждала вчера, что причина -- в высоких импортных пошлинах и практике работы на российской таможне.
Между тем глава «Аэрофлота» Валерий Окулов вчера просил китайскую сторону усовершенствовать организацию системы полетов над территорией Китая. По его словам, авиакомпании, в том числе российские, уже в 2007 году столкнутся с ограниченной пропускной способностью китайского воздушного пространства. «Рост перевозок пассажиров российскими компаниями за полтора года вырос на 59%, китайскими -- на 27%. Это не рост, это бум перевозок», -- доказывал он сидящему напротив заместителю руководителя Главного управления гражданской авиации КНР Ян Гоцину. Г-н Окулов предложил китайским авиационным властям ряд мер, которые позволят, по его убеждению, увеличить пропускную способность китайского неба в восемь (!) раз. При этом безопасность полетов только повысится. Выгоду получат не только авиакомпании (за счет сокращения времени полетов), но и бюджеты России и Китая за счет увеличения сборов за аэронавигацию. Ян Гоцин обещал подумать и предложил российской стороне включить эти предложения в повестку дня переговоров соответствующих ведомств.
Он же сообщил приятную для г-на Окулова новость. Как оказалось, именно вчера российская сторона полностью разблокировала счета московского представительства Air China, арестованные еще в прошлом году. Ян Гоцин обещал тут же сообщить об этом китайским ведомствам, которые в качестве ответной меры заблокировали счета пекинского представительства «Аэрофлота». Как предполагается, российская авиакомпания сможет вновь пользоваться своими деньгами уже в самое ближайшее время. «Ни копейки себе не оставим», -- заверил Ян Гоцин.
Впрочем, это было далеко не единственное приятное сообщение, прозвучавшее на встрече вице-премьеров правительств двух стран с представителями деловых кругов России и Китая. Глава «Деловой России» Борис Титов сообщил, что у возглавляемого им с российской стороны российско-китайского делового совета находится в проработке более 150 совместных инвестиционных проектов. Общая сумма инвестиций достигает более 9,5 млрд долл. Эти проекты предполагается реализовывать не только в России (переработка сельхозпродукции, лесопереработка, машиностроение), но и в Китае. Российские компании, например металлургические, предполагают участвовать в реализации китайской программы модернизации северо-востока страны, где в свое время много предприятий было построено при помощи советских специалистов.
Александр Жуков и У И пообещали всестороннюю помощь компаниям, желающим сотрудничать. Они прекрасно понимают, что без такой поддержки вряд ли удастся не только выйти на запланированные объемы товарооборота и инвестиций, но и построить, например, столь нужный дальневосточному соседу России нефтепровод. «Я очень внимательно отметил все вопросы, которые были поставлены. Российское правительство постарается сделать все возможное, чтобы снять проблемы, которые мешают развитию наших торгово-экономических отношений», -- заверил г-н Жуков.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Пекин