Время новостей
     N°205, 03 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.11.2005
Пионеры -- пенсионеры
Два типа подросткового сознания определили образ главных выставок фестиваля «Стой! Кто идет?»
Фестиваль молодежного искусства «Стой! Кто идет?» проводится с 2002 года стараниями молодых кураторов Государственного центра современного искусства Ирины Горловой и Дарьи Пыркиной. Нынешней осенью он занял множество площадок: модернизированный под современные артпроекты «Завод» на Зоологической улице, традиционную площадку ГЦСИ «Мансарда», выставочный центр «Проект Фабрика», респектабельный центр культуры М'АРС, филиал Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке, клуб «На Брестской». Судя по двум главным выставкам фестиваля на площадках «Завод» и «Мансарда», пускать «постояльцев» в полдюжины больших выставочных залов столицы организаторы явно поторопились.

По-своему фестиваль очень обаятелен. Но возраст и его (три года) и его героев-художников (20--25) таков, что проблемы взросления переживаются куда более драматично, чем собственно творчество.

На «Заводе» явлена одна модель взросления. Ее можно определить так: старикам везде у нас почет. Приглашенные художники из Австрии и Национальной школы изобразительных искусств Лиона предложили проекты аккуратные и эрудированные, но вялые и анемичные, старательно выжимающие из себя темы умудренных жизнью старцев. На видео сквозь прутья решетки камера фиксирует руины амфитеатра. Падает снег. Промозглая Европа. На другом видео бабушка по снегу с палочкой бредет, кошки по ступенькам прыгают. И ничего... Очень настроенческое кино. Будто бы снимал его мэтр Антониони, умеющий найти высшую мудрость в выщербленном камне мостовой или хлопающем на ветру кафешном зонтике. Еще в зале много фотографий с документацией обычных лиц. В компьютере на полу -- стоп-кадр аниме с лающими собачками-роботами. Одна белая стена оформлена фотопанелями, на которых -- макросъемка грязных бетонных заборов. Называется «Московская настенная живопись». Напоминает семидесятнический дизайн советских общественных пространств. Нет живой эмоции. Ощущение, что молодые люди закрылись и очень хотят быть взрослее и концептуальнее, чем есть на самом деле. Мы сами, мол, с усами. Лучшими работами на «Заводе» оказались две. Первая -- «Рай» Максимилиана Роганова. Это веселый перформанс на тему райской экологии, созданной путем «рекламной» сборки из разных технических ингредиентов: ионизатора воздуха, замаскированного под пальму с пластиковыми листьями, стиральной машины и моющих средств. Сам Максимилиан стоял весь вернисаж у стирального агрегата и честно драил его чем-то вроде «Комета». И в отличие от приглашенных дарований, хотя бы свою энергию не жалел и зрителей подбадривал. Другой хороший пример -- фотосерия австрийского художника Франка Херфорта «Междувременье»: точно увиденный странный монтаж, автор которого -- сама жизнь. На одном фото, к примеру, африканский слон мирно топает по коридору, а за поворотом в офисной обстановке скучает вахтерша.

Представленную в «Мансарде» модель сложного переживания собственной юности допустимо назвать «докричаться до сердец людей». Так, чтобы мало не показалось, чтоб было круто радикально. Публику атакуют объекты -- политические программы и агитки. Берлинец Галенц вбивает в нарисованный на черном фоне земной шар знамя с красной звездой. Коллектив Etcetera из Буэнос-Айреса, заходясь в экстазе от собственной продвинутости и смелости, пишет ультралевый интернационал «Эрроризма» (от англ. еrror -- ошибка): пародийный ритуал отрицания, предлагающий верный вектор поиска правды, от презрения плохиша-капитализма до выбора подружки-мастурбации. А теоретический текст всего мансардного проекта, звучно названного «Интернационал», -- доверчивый коллаж из завлекательных и возбуждающих цитат из Маркузе, Жижека, Рансьера, сочувственников идеи «прямого социального деяния».

Однако есть надежда, что речь новых левых будет более самостоятельной, артикулированной и внятной. Эту надежду дарят две работы. Обе -- на тему товарных имиджей общества потребления. Первый, Виктории Ломаско, -- великолепно смонтированный фильм о мультяшных метаморфозах рекламных знаков. Второй, нижегородца Николая Олейникова, -- о большом базаре, в который превратили мир члены «большой семерки». Цвета выставленных товаров идентифицируются с цветами государственных флагов. Апофеозом левацкого вернисажа «Мансарды» стало шоу бомжей, поставленное Гошей Острецовым с ряжеными в фирменных острецовских латексных масках. Бомжовые хари левым в общем к лицу.

Подпись: Политический базар Николая Олейникова -- один из самых задумчивых проектов фестиваля «Стой! Кто идет?». Автор фото -- Сергей Хачатуров

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки