Время новостей
     N°204, 02 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.11.2005
Статья нашла героя
Генпрокуратура России оценила действия капитана траулера «Электрон» по Уголовному кодексу
Капитан российского траулера «Электрон», две недели назад ушедшего от погони кораблей и самолетов береговой охраны Норвегии в Северном море, так и не получит медали за героизм и мужество, которой его предлагали наградить многие российские политики и представители патриотически настроенной общественности. Вместо этого капитану Валерию Яранцеву, не допустившему арест своего «варяга» и объявлявшему о готовности «погибнуть, но не сдаться» и идти на таран «вредных иностранцев», нашли сразу две статьи Уголовного кодекса.

Генпрокуратура России вчера распространила официальное сообщение о том, что в отношении г-на Яранцева возбуждено уголовное дело. И теперь он является подозреваемым в «незаконной добыче рыбы с использованием своего служебного положения» и «незаконном лишении свободы человека, не связанном с его похищением» -- ст. 256 и 127 УК РФ соответственно. Как выяснилось, состав именно этих преступлений в ходе проверки, начавшейся после возвращения «Электрона» в родной порт Мурманска, усмотрела прокуратура Мурманской области. Вчера же ей было возбуждено и соответствующее уголовное дело. Правда, пока обвиняемых по нему нет. Сам г-н Яранцев остается в больнице, куда он был доставлен сразу после прибытия в порт с сердечным приступом, и пока следователи с ним даже ни разу не беседовали, не говоря уже о полноценном допросе.

Главное в том, что самим фактом возбуждения уголовного дела российская сторона, наконец, определила свое отношение к происшедшему с «Электроном». До сих пор наши официальные лица, участвовавшие в улаживании этого международного скандала, внятных оценок избегали. При этом хоть прямо «героем» г-на Яранцева они и не называли, но постоянно заявляли, что никаких оснований для ареста «Электрона» у норвежцев не было, а их действия расценивались как попытка «захвата» российского судна. Теперь прокуратура все же признала, что правы были как раз норвежские инспекторы рыбоохраны, называвшие команду «Электрона» «пиратами».

Начался этот скандал в ночь на 15 октября, когда на борт «Электрона», проводившего лов в установленной Норвегией рыбоохранной зоне у берегов Шпицбергена, поднялась норвежская инспекторская группа. По утверждению норвежской стороны, в ходе проверки был обнаружен ряд серьезных нарушений. Инспекторы заявили, что судно будет сопровождено в норвежский порт Тромсе для дальнейшего разбирательства. Капитан "Электрона" поначалу вроде как подчинился, однако, усыпив таким образом бдительность находившихся поблизости четырех военных судов Норвегии, вскоре совершил неожиданный маневр и полным ходом двинулся в сторону российских территориальных вод. На борту «Электрона» при этом остались два норвежских офицера береговой охраны, поднявшиеся туда для корректировки курса и охраны доказательств выявленных нарушений. Погоня, в ходе которой капитан Яранцев отправлял своему судовладельцу радиограммы о готовности «в случае чего» таранить норвежские корабли, продолжалась четверо суток. И только 20 октября в Мотовском заливе Баренцева моря, куда подоспели и несколько кораблей российского ВМФ, норвежские инспекторы были сняты с борта «Электрона» и убыли на свой корабль.

Как оказалось, уголовное дело в отношении капитана «Электрона» уже насчитывает 12 томов. Это материалы, присланные норвежской стороной, и результаты проверки «Электрона» нашими погранслужбой и таможней. Говорить о том, что уже выявлено следствием, вчера в прокуратуре Мурманской области не стали, сославшись на то, что дело только возбуждено и все материалы еще не изучены. Тем не менее следователь Антон Венедиктов, которому поручено вести это дело, вчера сообщил корреспонденту "Времени новостей": «Материалов, присланных норвежской стороной, недостаточно, чтобы однозначно говорить о виновности Яранцева, документы предоставлены не в том объеме и количестве, как хотелось бы».

Среди претензий, предъявленных норвежцами команде «Электрона», -- наличие на судне запрещенных орудий лова. Как сообщила вчера Генпрокуратура РФ, инспекторы, поднявшись на борт траулера, обнаружили и сфотографировали сети, имеющие ячейки в несколько раз меньше разрешенного размера, что является незаконным как по норвежскому, так и по российскому законодательству. При осмотре уже в порту Мурманска незаконные орудия лова на судне обнаружены не были, а члены экипажа полностью отрицали их наличие.

Но как было отмечено в сообщении Генпрокуратуры, «следствие располагает данными, свидетельствующими о неискренности членов команды судна». «В трюме судна были найдены штампы для маркировки коробок с рыбой, на которых были удалены сведения с регистрационным номером судна, а ряд коробок с одной и той же рыбой одинаковой весовой категории имели различную маркировку, -- сообщила Генпрокуратура. -- Все это является признаками так называемого браконьерского способа добычи рыбы. При осмотре и разгрузке судна в порту г. Мурманска была выявлена рыбопродукция сверх заявленной в таможенной декларации. Кроме того, установлено, что капитан Яранцев неоднократно нарушал требования федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в части, касающейся уведомлений соответствующих органов о перегрузах рыбопродукции. В связи с этими и некоторыми другими нарушениями были возбуждены дела об административных правонарушениях».

Впрочем, в самой Мурманской облпрокуратуре вчера однозначных оценок в отношении капитана «Электрона» избегали. «Никто пока не говорит о виновности Яранцева, просто есть ряд вопросов, на которые можно ответить только в результате расследования», -- отметил следователь Венедиктов.

Также неоднозначно до сих пор трактовалось и пребывание инспекторов на борту траулера. В интервью информагентствам один из руководителей ООО «Корс» -- владельца «Электрона» -- заявил: "Норвежским инспекторам было предложено покинуть судно, они отказались". Однако Генпрокуратура вчера оценила этот момент иначе: «Норвежские инспекторы оставались на судне и были лишены возможности его покинуть. Такую возможность Яранцев отказался им предоставить и в дальнейшем. Таким образом, капитан российского судна «Электрон» умышленно лишил двух граждан Королевства Норвегии личной свободы и возможности покинуть рыболовецкий траулер».

Сам же виновник скандала Валерий Яранцев пока никаких показаний по делу не давал. 21 октября он был госпитализирован в городскую больницу Мурманска с сердечным приступом, и как говорят в руководстве компании-судовладельца, его состояние не позволяет давать каких-либо прогнозов о ходе дела. В Мурманской облпрокуратуре также никаких мер к задержанию г-на Яранцева пока на принимают. «Пока не будут проведены определенные следственные действия, в этом нет смысла», -- сказал следователь.

Эдуард ЛОМОВЦЕВ