|
|
N°204, 02 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружеская оплеуха из Баварии
От Ангелы Меркель уходят союзники
"Германия нуждается в стабильном правительстве, и в нынешней ситуации возможна только большая коалиция", -- так прокомментировал покидающий свой пост канцлер Германии, 61-летний Герхард Шредер кризисную ситуацию, в которой оказалась его возможная преемница Ангела Меркель. Создаваемая ею большая правительственная коалиция начала распадаться еще до завершения переговоров между главными партнерами -- христианскими демократами и социал-демократами.
Виной тому стало неожиданное заявление Франца Мюнтеферинга об уходе в отставку с поста председателя Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Данное внутрипартийное событие может стать роковым для идеи большой коалиции, а также, не исключено, для политической судьбы 51-летней Меркель.
В понедельник на заседании правления СДПГ 23 голосами против 14 генеральным секретарем партии была избрана молодая представительница левого парткрыла, 35-летняя Андреа Налес. Она опередила 42-летнего Кайо Вассерхевеля, близкого соратника председателя СДПГ Франца Мюнтеферинга.
Такой исход голосования Мюнтеферинг воспринял в качестве личного вызова со стороны товарищей по партии и заявил, что не выставит на очередном съезде СДПГ 14--16 ноября свою кандидатуру на пост председателя. "Я не могу больше занимать эту должность при подобных обстоятельствах", -- заявил он. А чуть позже 65-летний Франц Мюнтеферинг неожиданно сообщил, что вопрос о его готовности занять пост вице-канцлера и министра труда «остается открытым» до партийного съезда.
Такого оборота событий мало кто ожидал. Один из высокопоставленных представителей СДПГ Людвиг Штиглер заявил, что речь идет о "партийно-политическом несчастном случае". И произошел он потому, что "кое-кто голосовал в понедельник, не задумываясь о возможных тяжелых последствиях".
Последствия не заставили себя ждать. Шеф «Христианско-социального союза», партии -- партнера христианских демократов, и премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер, готовившийся к переезду из Мюнхена в Берлин, где ему предстояло занять пост министра экономики, заявил: «Для нас ситуация изменилась. Господин Мюнтеферинг на посту председателя партии был для нас авторитетом и одной из опор большой коалиции. Этой опоры теперь нет». Так что баварец многозначительно пообещал заново «просмотреть все амбарные книги». Ведь без Мюнтеферинга СДПГ станет совсем иной.
Заявление Штойбера -- это намек на то, что вопрос о его переезде в Берлин вновь становится открытым. В демарше этого соратника Ангелы Меркель журнал «Штерн» усмотрел «звонкую оплеуху», с помощью которой он дал всем понять, что на самом деле в качестве сильного партнера и опоры он рассматривал отнюдь не будущую «фрау канцлер», а шефа социал-демократов Франца Мюнтеферинга.
Невзирая на разницу во взглядах, оба политика успешно сотрудничали в комиссии бундестага по подготовке реформы федеральных структур. Штойбер и без того до последнего тянул со своим окончательным решением войти в кабинет канцлера Меркель. Теперь у него появился удобный случай, чтобы выйти из-под ее материнской опеки. В свои 63 года этот политик, растерявший существенную долю былой популярности у себя дома, не без основания опасается оказаться между двумя стульями. В правительственных инстанциях Мюнхена и «Христианско-социальном союзе» с нескрываемым облегчением вздохнули, когда «Эдди» пообещал перебраться в Берлин. За право наследовать его полномочия уже не первую неделю идет дуэль между министром внутренних дел Баварии Гюнтером Бекштайном и шефом госканцелярии Эрвином Хубером. Однако Штойбер, похоже, еще может отказаться от работы в правительстве Ангелы Меркель.
Согласно установившейся практике первое заседание нового состава бундестага должно было пройти через месяц после выборов, то есть 18 октября. На нем должен был быть утвержден новый состав кабинета. Но вместо этого начались межпартийные переговоры и внутрипартийные разборки. В результате согласованный новый срок формирования правительства -- середина ноября -- теперь под большим вопросом. Это делает все более вероятным проведение новых выборов, на которых успеха могут добиться крайние партии, обвиняющие сегодня ведущих политиков Германии в политической несостоятельности.
Юрий ШПАКОВ, Берлин