|
|
N°104, 16 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правила церковного тона
Православная церковь выяснила отношения с государством
Русская Православная Церковь официально выразила свое отношение к основным общественным проблемам. Вчера Архиерейский Собор принял «Основы социальной концепции РПЦ». Это, по сообщению службы коммуникации отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, своего рода свод нравственных и этических правил, которыми должны руководствоваться как священники, так и прихожане. В Патриархии подчеркивают, что эти правила основываются на Священном писании и опыте церковной жизни.
Подобного документа в истории Русской Православной Церкви еще не было. В Патриархии его появление объясняют тем, что из-за перемен, обрушившихся на общество в последние годы, у верующих скопился целый ряд вопросов, ответы на которые сложно найти в Библии или поучениях святых. Может ли священнослужитель быть депутатом? Как верующему относиться к клонированию? К эвтаназии? К появлению детей из «пробирки»? Допустимо ли расторгнуть церковный брак с наркоманом? Выразить свое отношение к этим и многим другим проблемам, как общечеловеческим, так и специфически российским, иерархи РПЦ попытались в «Основах социальной концепции».
Наверняка многим социальная доктрина РПЦ покажется не лишенной конъюнктуры. Во всяком случае, именно так сегодня воспринимаются высказывания о греховности задержек зарплаты или допустимости войны «ради восстановления справедливости». Тем не менее, в службе коммуникации отдела внешних церковных сношений корреспондента газеты «Время новостей» попросили воспринимать этот документ как «официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом». Он будет разослан во все приходы, чтобы с ним могли ознакомиться все верующие, а также опубликован во всех церковных изданиях и в сети Интернет.
Порядок вещей
Некоторые положения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».
Война
«Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством».
Смертная казнь
«Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества».
Расторжение брака
«В настоящее время перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».
Аборты и контрацепция
«Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта.
Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».
Клонирование
«Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности. Вместе с тем клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике».
Гомосексуализм и транссексуализм
«Православная Церковь считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как "норму", а тем более как предмет гордости и пример для подражания.
Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Если "смена пола" произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден».
|