|
|
N°203, 01 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дуйте на воду
Президент предписал правительству замедлить рост цен в ЖКХ
Федеральные власти начинают крестовый поход против инфляции. Направление главного удара -- жилищно-коммунальное хозяйство. Метод наступления -- попытка федерального центра взять все тарифы под свой контроль, не создавая условий для конкуренции в отрасли и рыночных механизмов, определяющих реальные издержки отрасли. Однако замедлить рост цен в ЖКХ (именно эта проблема в последние годы по всем опросам лидирует в списке наиболее важных для россиян, опережая угрозу терроризма и бедности) прямыми директивами федерального центра едва ли реально.
Вчера на традиционном понедельничном совещании с членами правительства Владимир Путин, как и в начале 2003 года, выразил озабоченность ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Только если два с половиной года назад он возмущался лишь резким ростом цен на электроэнергию -- они взлетели в некоторых регионах на 40--60% при среднем уровне 14%, то теперь речь о всех ценах в ЖКХ. Они в этом году выросли в ряде регионов на 80%, а в среднем по стране -- на треть. Если нечто подобное случится и в 2006 году, можно с высокой долей вероятности прогнозировать митинги по всей стране. Ответственным за недопущение всенародного недовольства вчера де-факто был назначен министр экономического развития Герман Греф.
«Один из важнейших вопросов для нас с вами и с точки зрения соблюдения макроэкономических показателей, и с точки зрения обеспечения условий для роста экономики и материального благосостояния граждан России -- это вопрос о регулировании тарифов. Приближается начало следующего года, я знаю, что подготовлен проект соответствующего закона, -- обратился Владимир Путин к г-ну Грефу на вчерашней встрече с членами правительства. -- В каком состоянии находится эта работа?» Г-н Греф доложил, что его министерство вместе с депутатами Госдумы подготовило соответствующий законопроект: «Он предполагает изъятие у субъектов федерации компетенций по установлению предельных тарифов на рост услуг ЖКХ в 2006 году. Такой предельный лимит должен быть установлен федеральным правительством для каждого субъекта федерации и исполнительным органом власти субъекта федерации -- для каждого муниципалитета, и уже в рамках этих лимитов муниципалитеты устанавливают конкретные тарифы».
Никаких подробностей министр не сообщил. Он сказал лишь, что планирует в ноябре-декабре провести этот законопроект через Госдуму «с тем, чтобы максимум до 20 декабря текущего года мы могли принять на федеральном уровне предельные лимиты тарифов на услуги ЖКХ на 2006 год, чтобы не допустить такого скачка цен, который мы получили в текущем году -- свыше 30%».
Судя по всему, на все услуги ЖКХ предлагается распространить систему, действующую сейчас в электроэнергетическом тарифообразовании. Как известно, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает предельные тарифы, а региональные энергетические комиссии из этой вилки выбирают компромиссную для энергетиков и потребителей величину. Однако цену электричества регулировать намного проще, чем других услуг ЖКХ: в каждом регионе до сих пор работала только одна «дочка» РАО «ЕЭС России» (сейчас эти предприятия лишь разделились по видам деятельности, да и то не везде), и ее цены регулировать было относительно просто. А вот различные водоканалы и канализации существуют в каждом городке и почти в каждой деревне. Как федеральная власть сможет оценить уровень тарифов каждого из этих предприятий -- загадка.
В МЭРТ «Времени новостей» сообщили, что федеральный центр собирается устанавливать предельные тарифы только на коммунальные услуги, а пределы жилищных тарифов определит сама региональная власть (точную цифру из этого коридора затем выберут муниципальные власти). К жилищным тарифам, судя по всему, относится техобслуживание и капремонт домов, а к коммунальным -- все остальное. «Возможны будут два пути: установление либо предельного уровня тарифов, либо предельного индекса изменения тарифа», -- сказал "Времени новостей" источник в МЭРТ. И вся эта работа достанется ФСТ, в которой, как заявила «Времени новостей» помощник руководителя федеральной службы Нина Матусевич, никаких законопроектов не разрабатывали и даже не получали на сей счет никаких поручений.
Идея Германа Грефа заключается в том, чтобы рост тарифов в ЖКХ, во-первых, не разгонял инфляцию, а во-вторых, способствовал конкуренции в этой отрасли. Однако, как считает бывший глава Федеральной энергетической комиссии (предшественницы ФСТ) Георгий Кутовой, ЖКХ сейчас находится в таком состоянии, что если «загнать тарифы в пределы инфляции, то невозможно будет провести никаких реформ, добиться конкуренции и привлечь инвестиции». А руководитель Евразийского водного партнерства (занимается управлением водоканалов в нескольких российских регионах), бывший глава Российских коммунальных систем Сергей Яшечкин более жестко добавляет: как только появится потолок тарифов, регулируемый ежегодно и основанный непонятно на какой базе, предприятия коммунальной сферы прекратят финансировать инфраструктуру, «и тогда наша страна будет называться Чагино» (именно из-за изношенности трансформаторов на этой энергоподстанции в мае произошла крупная энергоавария в центральном регионе России).
Впрочем, г-н Кутовой уверен, что законодательно менять уровень принятия решений по тарифам в ЖКХ все же необходимо. Однако передавать полномочия необходимо от муниципальных образований к региональным, но никак не к федеральным. Ибо «настолько велико влияние региональных факторов, что в Москве придется работать на ощупь, а это неэффективно». А если и передавать на федеральный уровень эти полномочия, рассуждает он, то только целому министерству, например Министерству регионального развития Владимира Яковлева, который уже давно занимается ЖКХ и строительством и неплохо знает эту тему в отличие от ФСТ.
Г-н Яшечкин говорит, что по большому счету он согласился бы с идеей устанавливать предельные тарифы в ЖКХ при двух условиях. Во-первых, если потолок цены будет экономически обоснован. А во-вторых, если будет сразу понятно изменение цен минимум на пять лет: «За это время можно будет взять кредит для финансирования инфраструктуры и отработать его», -- утверждает эксперт. В противном случае, считает он, ничего не изменится, износ будет только увеличиваться. Более того, указывает г-н Яшечкин, из-за неразвитости коммунальной инфраструктуры не будет расширяться жилищное строительство, и все жилищные программы, принятые правительством, останутся нереализованными.
Судя по всему, именно по этой причине год назад был принят, но так и не вступил в силу закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", который предусматривал создание единой системы регулирования тарифов коммунального комплекса. Сейчас Герман Греф пытается исправить ситуацию. Однако за год чиновники так и не сумели рассчитать, на какую величину должны вырасти тарифы, чтобы и инфляция не разгонялась, и ЖКХ не умирало. Владимир Путин поставил задачу решить эту проблему до 15 декабря. Результаты решения россияне увидят в квитанциях за коммунальные услуги в наступающем году.
Николай ГОРЕЛОВ, Вера СИТНИНА, Ирина СКЛЯРОВА