|
|
N°204, 02 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Будущее зависит от тебя
Китай может допустить Россию на свой рынок мобильной связи
Вчера находящаяся в Китае российская делегация во главе с вице-премьером Александром Жуковым продолжала подготовку визита премьера Михаила Фрадкова, который прибывает в Пекин в ночь на 3 ноября.
Однако если о сотрудничестве в гуманитарной сфере стороны говорили в китайской столице, то о торгово-экономическом взаимодействии уже за сотни километров к югу. Российских чиновников пригласили на курортный остров Хайнань -- видимо, в надежде на то, что их лестные отзывы о ласковом солнце и теплом море в то время, когда в Москве уже выпал снег, приведут к резкому увеличению потока туристов из России на китайские курорты. Однако природа сыграла и с хозяевами, и с гостями злую шутку. На Хайнань в день прилета Александра Жукова со товарищи обрушилась непогода. Глядя из окон гостиничных номеров на тропический ливень, сдобренный порывистым ветром, российские чиновники вряд ли смогли ощутить, чем же так хороши курорты на Хайнане.
Исправить положение было попыталась заместитель премьера Госсовета Китая У И, заявившая в начале переговоров, что Хайнань «прекрасное место для российских туристов». Однако результат, на который рассчитывали китайцы, решив провести заседание двусторонней комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств на курорте, был явно смазан. Впрочем, г-н Жуков не стал огорчать партнеров по переговорам. Он поблагодарил их за организацию встречи «в таком прекрасном месте» и выразил надежду, что после заседания комиссии «курорт станет еще более популярным у россиян». «Тем более что погода налаживается. Скоро будет совсем хорошо», -- добавил он. И уже неважно, что после переговоров дождь и ветер усилились. Главное, что вопросов, по которым стороны нашли взаимопонимание, стало больше.
Если говорить серьезно, то г-н Жуков и г-жа У обсудили практически все проблемы торгово-экономического сотрудничества, в том числе наиболее острые. Поговорили о возможности строительства нефтепровода и газопровода в Китай. (Когда будут строить, до сих пор не определено. Нефть продолжат возить по железной дороге. Согласованный объем на 2006 год -- 15 млн тонн. В российском правительстве уверены, что нефтяники справятся, несмотря на то что в этом году Россия, по признанию г-на Жукова, вряд ли выполнит обязательство поставить в Китай 10 млн тонн.) Сообщили о планах увеличения товарооборота до 60--80 млрд долл. к 2010 году (по итогам этого года должно быть 28 млрд долл.), о повышении доли машинотехнической продукции в общем его объеме (сейчас лишь 12%).
Стороны также заявили о необходимости увеличения взаимных инвестиций. Г-н Жуков надеется, что к 2020 году китайцы инвестируют в Россию 12 млрд долл. Пока инвестиционное сотрудничество сдерживается несовершенной договорно-правовой базой. Действующее ныне соглашение о взаимной защите капиталовложений было заключено еще в советское время. Новое уже разрабатывается. Как сообщил г-н Жуков, отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», поставлена задача подписать документ в 2006 году.
Россия, по словам вице-премьера, наиболее заинтересована развивать, в том числе за счет китайских инвестиций, прежде всего перерабатывающие отрасли: лесопереработку, переработку сельскохозяйственной продукции, рыбы. Кроме того, правительство хочет привлечь китайских инвесторов к реализации крупных инфраструктурных проектов -- строительству скоростных дорог, мостов, модернизации портов. «И конечно, участие в создании особых экономических зон в России, технопарков и т.д.», -- добавил г-н Жуков.
Не исключено и строительство заводов по производству китайских автомобилей. Однако пока соответствующих предложений не поступало, говорит г-н Жуков.
В свою очередь в Китае Россия намерена продолжать участвовать в энергетических проектах. Возможны совместные действия в авиастроении, говорит вице-премьер. При этом, по его словам, «мы просим китайцев оказать содействие на государственном уровне проектам, решения по которым связаны не только с рыночным механизмом». Речь идет в первую очередь о строительстве атомных, тепло-, гидростанций, а также о закупках российской авиационной техники. Кстати, похоже, с помощью западных банков удалось урегулировать финансовые проблемы, тормозящие выполнение подписанного четыре года назад соглашения о поставке в Китай пяти самолетов Ту-204-120С. Уже окончательно согласованы сроки поставок: первый самолет улетит в Поднебесную в сентябре 2006 года, второй в декабре, еще три самолета будут переданы китайским авиаторам в марте, июне и сентябре 2007 года.
Впрочем, оптимизм могут испытывать не только российские авиаторы, но и связисты. Россия давно ставит вопрос о доступе на китайский рынок сотовой связи. И только вчера министру Леониду Рейману удалось пробить брешь в китайской «мобильной» обороне.
«Вроде бы есть подвижки», -- осторожно, видимо боясь сглазить, сказал г-н Жуков. Он рассказывает, что глава Мининформсвязи первоначально не планировал прилетать в Китай. Однако все же прилетел, и не зря. Он вел переговоры до семи утра вторника и добился внесения в итоговый протокол заседания комиссии, возглавляемой вице-премьерами России и Китая, необходимой ему записи. Она гласит, что «стороны договорились поручить рабочей группе по мобильной связи подготовить конкретные предложения по выходу российских операторов мобильной связи на рынок КНР». Известно, что, например, «Мегафон» и «Телекоминвест» уже давно и пока безуспешно пытаются пробиться на китайский рынок. Предложения о сотрудничестве они направили двум китайским операторам более года назад.
Напротив, в решении проблемы «неорганизованной торговли», а попросту «серого» импорта, продвинуться пока не удается. Проблема обострена настолько, что стала без преувеличения раздражителем в российско-китайских торговых отношениях. Достаточно сказать, что согласно материалам, подготовленным к заседанию комиссии Александра Жукова -- У И, разрыв показателей по объему взаимной торговли в таможенной статистике России и Китая составлял в 2004 году 6,4 млрд долл. (при официальном объеме товарооборота 20,7 млрд по итогам года), за восемь месяцев этого года -- уже 6 млрд долларов.
На память приходит скандал с задержанием в марте на российско-китайской границе ввозимых в Россию контейнеров с обувью, которая проходила по документам как карандаши и ластики, что существенно снижало таможенную стоимость груза. «Мы этот вопрос и раньше ставили, и сейчас жестко ставим. Разговоров много на эту тему, но когда доходит до конкретного сотрудничества, особенно таможенных органов, пока механизм не срабатывает», -- сетует г-н Жуков.
Михаил ВОРОБЬЕВ, остров Хайнань