|
|
N°159, 03 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Доверие к банковской системе еще не восстановлено»
На вопросы газеты «Время новостей» отвечает председатель правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» МИШЕЛЬ ПЕРИРЭН.
-- Как вы оцениваете современное состояние российской банковской системы?
-- Сейчас по сравнению с тем, что было три года назад, она находится в хорошей форме. Удивительно, как быстро российские банки восстановили уровень своего капитала после кризиса 1998 года. Правда, пока размер банковского капитала еще недостаточен для того, чтобы в полной мере обслуживать экономику страны и способствовать росту производства. Я уверен: сколько бы времени ни планировалось на то, чтобы создать идеальный образ банковской системы, все это останется на бумаге. В реальной жизни основным условием начала гармоничного развития страны является восстановление доверия к ней со стороны экономических агентов как внешних, так и внутренних.
-- Не могли бы вы прокомментировать предложения, выдвинутые рабочей группой по банковской реформе РСПП?
-- Я не слишком детально знаком с этими предложениями, но считаю их возможной альтернативой. Они могли бы сработать, но момент, выбранный для их осуществления, не совсем удачен. Эта концепция напоминает то, что происходило в других странах, в частности во Франции, где, кстати, она была успешно реализована. Но финансовый климат во Франции в то время был совершенно иным. Нельзя перепрыгнуть через одну стадию в ходе банковской реформы, чтобы поскорее добраться до другой. Мы должны учитывать реальную экономическую ситуацию в России: принципы, применяемые за рубежом, здесь могут не действовать. Банковская реформа, предложенная г-ном Мамутом, предполагает ряд условий, соблюсти которые в настоящий момент вряд ли возможно.
-- То есть вы считаете, что предложения г-на Мамута несколько преждевременны?
-- Он сам признает, что реализация его концепции займет определенное время. Так как страна еще не располагает большими ресурсами, мы вряд ли можем говорить о масштабных переменах. Первый шаг, который следует предпринять, -- восстановление доверия к банкам со стороны экономических агентов. Именно они снабжают банковскую систему ресурсами, которыми она оперирует. Но им необходимо предоставить гарантии возврата средств. Сейчас вся капитальная база российской банковской системы не превышает 10--12 млрд долл. Это ничто по сравнению с теми инвестиционными задачами, которые ей предстоит решить. Нужно задумываться о тех ресурсах, которые могут быть привлечены извне. Делить надо то, что существует на столе, а не в фантазиях.
-- Каково ваше мнение относительно введения международных стандартов финансовой отчетности и улучшения банковского контроля?
-- Выходить на западный рынок капитала без международных стандартов бухгалтерской отчетности невозможно. Банкам, которые играют важную роль в российской экономике, нужно ввести МСФО (большинство из них уже сделало это). ЦБ должен выдвинуть такое требование, по крайней мере по отношению к основным российским банкам. Однако для этого необходимо время -- даже к 2004 году, когда ЦБ планирует перейти на МСФО, не все российские банки будут готовы к этому.
-- Какой вы видите роль госбанков в российской банковской системе?
-- Обычно банковская система нуждается в банках с государственным участием, когда страна находится в стадии развития. Не могу представить себе, что бы делала Россия без Сбербанка и гарантий правительства в 1998 году с частными вкладчиками. Россия не может уйти от ответственности и возложить ее целиком на частный банковский сектор. Вместе с тем значительная часть экономики должна работать с частным банковским сектором, действующим по четким правилам конкуренции.
-- Что вы думаете о предложении РСПП о переходе на трехуровневую банковскую систему?
-- Оно выглядит подходящим на бумаге, но при настоящих условиях абсолютно нереально.
-- Возможно ли провести банковскую реформу за три года, как это предлагается?
-- Я отложил бы эту программу -- как я уже говорил, время выбрано неудачно. Да, за три года многое можно успеть. Но успех будет зависеть только от восстановления доверия к банковскому сектору и надзорным органам внутри страны и за рубежом. Сегодня мы являемся свидетелями впечатляющих результатов. Некоторые российские банки уже работают на международном рынке капитала. Бюджет 2002 года заслужил только похвалы за рубежом. Если эта тенденция сохранится в течение последующих 12 месяцев, многое может быть достигнуто через два года.
-- Какова роль «дочек» западных банков, работающих в России?
-- Думаю, иностранные банки очень полезны для России, хотя они по-прежнему остаются маргиналиями в экономике страны. Контролируя не больше 10% всех операций на рынке, они действительно конкурируют с некоторыми российскими банками, но это делается в интересах клиента.
-- Как вы относитесь к идеям законодательно ограничить участие иностранных банков в капитале российской банковской системы?
-- Не нужно устанавливать какую-либо «планку» -- зачем мешать притоку капитала в страну? Надо помнить, что при условии развития национальной банковской системы участие иностранных банков в ней так или иначе будет снижаться, кроме того, деятельность иностранных банков может всегда регулироваться государственными органами.
Беседовала Виктория АБРАМЕНКО