|
|
N°203, 01 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Товаронаоборот
Россия рискует стать сырьевым придатком Китая
Начавшуюся неделю смело можно назвать неделей российско-китайского сотрудничества. С воскресенья в Пекине находится вице-премьер Александр Жуков, а поздно вечером в среду в китайскую столицу прибудет Михаил Фрадков. Г-н Жуков, собственно, и готовит визит премьера, уточняя детали предстоящих межправительственных переговоров.
Российским и китайским чиновникам есть что обсудить: стороны уверенно говорят о хороших перспективах сотрудничества практически во всех областях: торгово-экономической, гуманитарной, в сфере культуры, науки, здравоохранения, спорта. Во многом подобные взаимоотношения стран-соседей стали результатом визита Владимира Путина в Китай в октябре прошлого года, когда был подписан план действий по реализации договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР.
Однако на фоне роста товарооборота и инвестиций, работы над совместными проектами в производственной, научно-технической сферах и т.д. российское правительство не могут не волновать некоторые негативные тенденции, все явственнее проявляющиеся в двусторонних отношениях. Речь идет, в частности, о структуре товарооборота. За январь-сентябрь 2005 года он вырос почти на 40%, достигнув уровня 20,7 млрд долл. То есть показатель прошлого года -- 21,2 млрд долл. -- явно будет побит. Но при этом Россия поставляет в основном сырье, а Китай, напротив, машины и оборудование. Иными словами, именно то, чем мечтает торговать с миром Россия. С этой целью правительство даже приняло программу поддержки несырьевого экспорта. Но в отношении Китая она пока точно не работает.
Более того, доля сырьевых товаров и продукции первичного передела в общем объеме экспорта в Поднебесную в последние годы только растет, а машинно-технической продукции -- уменьшается. Некоторые эксперты уже заговорили о печальной для России перспективе скатиться до уровня сырьевого придатка Китая. Если в 2004 году доля таких товарных групп, как «минеральное топливо» (в том числе нефть и нефтепродукты), «древесина», «удобрения», «рыба и морепродукты», «черные и цветные металлы», «целлюлоза», «руды», составляли в российском экспорте примерно 84%, то в 2005-м увеличилась до 87,2%. Причем особо быстро рос экспорт сырой нефти, сказал «Времени новостей» правительственный источник. В физических объемах поставки за первые восемь месяцев года увеличились на 15,3%, или до 7,9 млн тонн (на общую сумму 2,84 млрд долл.). В поставках древесины Россия также ориентируется на сырье: доля круглого леса в экспорте в Китай составляет более 95%.
Напротив, доля поставок за Великую Китайскую стену машин и оборудования неуклонно падает. В 2004-м в Китай было поставлено машинно-технической продукции более чем в два раза меньше, чем годом ранее. В результате ее доля в общем объеме экспорта снизилась с 12,9 до 4,8%. В этом году «выйти из пике» не удалось: «тяжелая» доля сократилась до почти незаметных 2,6%. Именно на эту негативную тенденцию в российско-китайской торговле обратил особое внимание Александр Жуков в интервью, опубликованном в понедельник в китайской прессе. «Для российской стороны приоритетом является всестороннее выявление резервов для наращивания товарооборота с Китаем (к 2010 году его объем предполагается довести до 60 млрд долл. -- Ред.) за счет увеличения экспорта российской машинно-технической продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью, а также активизации инвестиционного сотрудничества».
Однако сказать легче, чем сделать. Темпы роста китайской экономики на протяжении многих лет остаются одними из самых высоких в мире. Там работают чуть ли не все крупнейшие мировые компании. Российским производителям технологической продукции конкурировать с ними чрезвычайно сложно. Как показывают цифры, на данном этапе и просто невозможно. Правительственный источник "Времени новостей" отмечает, что российским компаниям, представленным на китайском рынке, по-прежнему не удается добиться получения крупных заказов по таким приоритетным для нас направлениям сотрудничества, как поставки оборудования для тепловых, ядерных и гидроэлектростанций, горно-шахтного оборудования. Ситуация усугубляется проблемами в реализации уже подписанных контрактов (нарушение графика строительства первой очереди Тяньваньской АЭС, задержка выполнения подписанного в 2001 году контракта на поставку пяти самолетов Ту-204-120С и др.)
Зато с поставками китайских товаров в Россию все в порядке. Китай, наводнивший мир дешевой и все более качественной продукцией, не обошел стороной и северного соседа. Импорт преимущественно бытовой электротехники и электроники, оборудования для связи и т.д. постоянно растет. Объемы китайского импорта по статье «машинно-техническая продукция» превышают российский экспорт почти в пять раз.
Ряд российских компаний было собрались наладить в Китае собственное производство, в частности грузовиков и автомобильных двигателей, однако дело не пошло. В Китае, оказывается, поддержку может получить лишь тот проект в технологичной отрасли, который сопровождается либо передачей лицензии и новых технологий, либо крупными финансовыми вливаниями. Российские проекты таким критериям не отвечали.
Похоже, китайцам на данном этапе от России нужны преимущественно энергоносители. Уже продолжительное время рассматривается вопрос поставок в Китай электроэнергии. Однако, как сообщил вчера журналистам заместитель министра промышленности и энергетики Иван Матеров, стороны никак не могут согласовать цену, по которой будет продаваться электричество.
Ключевой вопрос в российско-китайских экономических отношениях -- строительство нефтепровода в Китай. В повестке переговоров и г-на Жукова, и г-на Фрадкова он не значится. Однако не исключено, что речь об этом все же зайдет. По словам г-на Жукова, еще в декабре прошлого года правительство приняло решение строить нефтепровод из Восточной Сибири до Тихого океана мощностью 80 млн тонн нефти в год. На первом этапе, завершить который планируется во втором полугодии 2008 года, трубу протянут от города Тайшет в Иркутской области до города Сковородино в Амурской области. Затем нефтепровод продлят до Тихого океана. Сейчас, говорит вице-премьер, технико-экономическое обоснование проекта проходит госэкспертизу.
Между тем вчера г-н Жуков занимался менее хлопотными делами. Вместе с членом Госсовета КНР Чэнь Чжили он провел очередное заседание российско-китайской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. Решено, в частности, «заблаговременно и тщательно» подготовиться к мероприятиям в рамках Года России в Китае (2006 год) и Года Китая в России (2007 год), провести которые было решено в ходе прошлогоднего визита Владимира Путина в КНР. Также стороны договорились развивать обучение китайскому языку в России и русскому в Китае (соответствующее соглашение может быть подписано Михаилом Фрадковым), сотрудничать в подготовке Олимпийских игр в Пекине в 2008 году.
В рамках гуманитарного сотрудничества в ходе визита Михаила Фрадкова предполагается подписать соглашение об оказании медицинской помощи детям, пострадавшим в результате теракта в Беслане.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Пекин