|
|
N°158, 31 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Гудзоватый: «Пришло время умных людей»
-- Господин Гудзоватый, в польской печати «Газпром», ваш давний партнер, чаще всего фигурирует в качестве «авангарда российского империализма». Вы с этим согласны?
-- Ну, в российских газетах про «Газпром» тоже много чего пишут. В глазах обычных читателей и General Motors, и любая другая мощная компания выглядят по-особому. Это все издержки поведения больших фирм. На лицах газпромовских клерков пока нет профессиональных улыбок, но со временем это придет. Главное, чтобы не пропал дух человеческих отношений. «Газпром» -- надежный партнер: поставки стабильны, опозданий нет. Ситуация же складывается так, что все хотят больше газа. И «Газпром», как естественная монополия, может сам формировать систему поставок отдельным странам. Пришли времена умных людей, и «Газпром» в свою очередь не может действовать односторонне, а должен учитывать интересы партнеров. Мы видим, что концерн все более открывается миру. Одно из лучших газовых предприятий Европы, Ruhrgas, -- уже акционер «Газпрома». Председатель правления Ruhrgas, великолепный профессионал Буркхард Бергман -- в руководстве «Газпрома». Идет процесс взаимного проникновения. Мой принцип сформулирован давно: «Партнера надо любить». Кто этого не понимает, на успех может не рассчитывать, более того -- испортит общее дело.
-- А активность «Газпрома» на европейском рынке вы замечаете?
-- «Газпром» очень активен. Могу сказать, что давно восхищаюсь внешней политикой «Газпрома». Нет сомнений, что у него большие перспективы. Не знаю о намерениях, но возможности большие, имея в виду газовые резервы. Едешь по Европе -- и везде видишь «Газпром». Ямальский газопровод -- вот визитная карточка «Газпрома» в Европе.
-- В Польше вас часто обвиняют в том, что вы представляете российские интересы, а ваша фирма -- пятая колонна «Газпрома».
-- Это свидетельство низкого уровня тех людей, которые так говорят и так себя ведут. Есть три повода -- глупость, политика и конкуренция. Вот, к примеру, «Газета выборча» с ноября прошлого года по июль нынешнего опубликовала 123 (!) материала о Bartimpex, газопроводе Ямал--Западная Европа и световоде вдоль этого газопровода, который называют «кабель «Газпрома» и преподносят как угрозу информационной и экономической безопасности Польши. Это совсем не похоже на журналистское расследование, а скорее наводит на мысль о навязчивой идее или спецзаказе.
-- Подтекст обвинений очевиден: импортируя российский газ, вы действуете в интересах России, а не Польши...
-- Этот глупость. Bartimpex -- большое и богатое предприятие. Каждый контракт готовится на основе консенсуса с учетом мнения обеих сторон, он же должен стать договоренностью, а не поводом для объявления войны. Вы знаете, все эти обвинения надо просто-напросто пережить. Во времена рождения новых экономических отношений это нормальное явление. Так происходит везде. Достаточно заглянуть в экономическую историю Америки.
-- Ваше предложение построить локальный газопровод из немецкого Бернау в Щецин стало одной из причин вашей войны с правительством. Ваши оппоненты утверждают, что по этому газопроводу в Польшу опять-таки пойдет российский газ, только теперь не с востока, а с запада.
-- По моему мнению, эта нитка -- самое лучшее и дешевое решение, потому что дает возможность соединить Польшу с европейской сетью транспортировки газа. Это будет как бы аварийным газопроводом, важно иметь такую возможность. Что же касается того, российский это газ или нет... Покупать надо у того, кто предлагает наиболее выгодные условия. Это та диверсификация, которая предполагает возможность выбора продавца, а не источника. Кроме того, надо учитывать, что в Польше, как и во всей Европе, действуют многолетние договоры. Чтобы быстрым шагом идти к диверсификации, их придется пересматривать. Но для поставщика, который понес инвестиционные издержки, стабильность, может быть, важнее всего. Здесь нужен компромисс.
-- Евросоюз требует диверсификации, а его будущие члены из Восточной Европы, в том числе и Польша, традиционно зависят от российского газа. Не окажется ли вхождение в «газовую Европу» болезненным для Польши?
-- Мы можем много теоретизировать о диверсификации, но для ее осуществления необходимы две вещи -- развитая газовая сеть и спрос на газ. И то и другое в Польше на невысоком уровне. По сравнению с другими странами мы покупаем довольно мало газа. Сначала надо установить, что с газом делать, как его транспортировать и где хранить, а не спешить с новыми источниками поставок. При этом всегда должна функционировать аварийная система -- на всякий случай. Если что-то не сработает, тут же включается газопровод, который гарантирует доступ к иному поставщику. И если это есть, Польша становится равноправным партнером на переговорах о ценах. Короче говоря, должна существовать система доставки. Диверсификация, как мне представляется, это прежде всего предоставление потребителю возможности доступа к различным партнерам.
-- Польша собирается в сентябре подписать с Норвегией 20-летний контракт на поставку газа.
-- Я совсем не против норвежского газа, к поставкам которого Польшу готовят уже 10 лет. Теперь в очередной раз объявили, что будет подписан договор о покупке у Норвегии по 5 млрд кубометров ежегодно. Только я считаю, что нет необходимости строить дорогостоящий газопровод по дну Балтийского моря, потому что в таком количестве газа наш северо-западный регион не нуждается. Есть другая проблема. Польское правительство решилось на приватизацию компании «Польская нефтяная и газовая промышленность», а приватизация -- это продажа, а совсем не передача объекта в руки поляков. Наверное, для проформы небольшой процент останется под контролем правительства, остальная же часть будет предложена прежде всего иностранным газовым компаниям или пойдет с молотка. Но если предприятие в рыночных условиях в соответствии с требованиями ЕС становится доступным для всех, то нельзя уже создавать такие ограничения, как многолетние договоры. Эти западные фирмы уже не по указке правительства, а сами будут решать, у кого покупать газ. Такой подход отвечает принципам ЕС. Вот когда может наступить серьезный конфликт. С этой точки зрения новые многолетние контракты только усугубят ситуацию.
-- Польское правительство фактически уже начало диверсификацию, заручившись поставками газа из Дании...
-- Довольно странно заключать контракт со страной, где залежей газа значительно меньше, чем в самой Польше. Планируемое строительство балтийской трубы -- это пока дорога из ниоткуда в никуда, потому что если следовать этому контракту, за восемь лет весь датский газ будет исчерпан. И что потом? Пускать газ в обратном направлении, но уже российский, о чем уже пишут в датской прессе? Или же к этому подключатся норвежцы -- они-то действительно обладают газовой мощью и постоянно ищут рынки сбыта.
Беседовал Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава