|
|
N°158, 31 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не угроза, а перспектива
Расширение Евросоюза должно быть выгодным для всех
Есть такая старинная мудрость: главам государств подвластно многое, но и они не способны изменить географию. После десятилетий искусственного раздела европейского континента он вновь един и свободен, и страны вольны выбирать свое политическое и экономическое будущее. В наибольшей степени это относится к государствам Центральной и Восточной Европы, многие из которых хотели бы в ближайшем будущем стать частью Европейского Союза.
И для нынешних, и для будущих членов Евросоюза его расширение станет воистину историческим событием. Уже в ближайшие годы число стран в ЕС увеличится с 15 до 28. Евросоюз привлекает новые государства, потому что именно в его рамках независимым странам легче всего приобщиться к европейским ценностям, добиться политической стабильности и ясной экономической политики. Эта политика базируется на общем рынке, который открыт и для всего остального мира. Большинство участников этого рынка с 1 января 2002 года переходят на единую валюту.
Перемены затронут все европейские страны -- и нынешних членов Евросоюза, и государства Центральной и Восточной Европы, а также Россию и Украину, с которыми кандидаты в ЕС раньше поддерживали тесные политические и экономические связи.
Цель грандиозного проекта расширения Евросоюза -- обеспечить другим государствам стабильность, благодаря которой мы добились процветания. Но осязаемую выгоду в виде экономического роста должны получить и те европейские страны, которые пока не рассматриваются в качестве кандидатов на вступление в ЕС. В особенности это касается России. В отношении нее Европейскому Союзу следует проводить самую активную политику, направленную на достижение полного взаимодействия, тесных связей и честного партнерства. Для нас важно, что расширение ЕС в России рассматривают не как угрозу, а как новую перспективу для сотрудничества. Когда новые члены общеевропейской семьи присоединятся к режиму внешней торговли, принятому в Евросоюзе, произойдет общее снижение торговых барьеров, и это позитивно повлияет на российский экспорт. Ведь тарифы внутри ЕС, как правило, ниже применяемых сейчас в отношении стран-кандидатов. Экономический рост в Центральной и Восточной Европе, который ожидается после вступления стран региона в Евросоюз, принесет выгоды и России, поскольку появится повышенный спрос на ее товары и услуги.
Россия по-прежнему находится в сложной фазе перехода к рыночной экономике. Евросоюз активно и всеми находящимися в его распоряжении средствами поддерживает этот процесс. Мы полностью выполняем свои обязательства перед Российской Федерацией, касающиеся переговоров об условиях ее принятия в ВТО. Одновременно мы предприняли ряд двусторонних инициатив, призванных стимулировать наши взаимные интересы, в частности энергетический диалог ЕС и России. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, на котором основаны отношения между Россией и ЕС, мы считаем локомотивом, без которого в будущем невозможна либерализация нашей торговли. Важным компонентом взаимного согласия является идея создания «единого европейского экономического пространства», которую председатель Еврокомиссии Проди и президент Путин обсуждали на последнем саммите ЕС и России.
Будущее России и ее отношений с Единой Европой может быть весьма многообещающим и сулит процветание обеим сторонам. Но для этого обеим сторонам нужно приложить колоссальные усилия. Россия должна неуклонно следовать курсом реформ. Краеугольным камнем для создания необходимых условий сближения и взаимодействия рынков ЕС и России является более действенная защита прав собственности как российских граждан, так и иностранных инвесторов.
Мне, как европейскому комиссару по торговле, очень бы хотелось, чтобы диалог и переговоры с Россией шли быстрее и плодотворнее, ведь их целью являются долговременная поддержка ваших реформ и объединение наших экономик.
ПАСКАЛЬ ЛАМИ, комиссар ЕС по торговле, -- специально для газеты «Время новостей»