|
|
N°202, 31 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Республиканское образование
Директора поделились полномочиями с родителями
В российских школах все большую популярность завоевывает общественное самоуправление. Об этом рассказал в минувшую субботу на пресс-конференции директор Центра социально-экономического развития школы Государственного университета Высшая школа экономики Анатолий Пинский. По его словам, сегодня уже несколько сотен образовательных учреждений решают вопросы организации школьной жизни с помощью так называемых управляющих советов, в то время как по плану Минобразования и науки на 2005 год предполагалось всего 24 подобных экспериментальных площадки.
В отличие от родительских комитетов и попечительских советов, играющих лишь консультативную роль при директоре, управляющий совет является полноправным участником образовательного процесса и имеет право подписи на документах. Управляющий совет может решать, пяти- или шестидневный график обучения будет в школе, открывать профильные классы, утверждать смету бюджетных расходов. В компетенцию совета входят вопросы школьной формы, питания и медицинского обслуживания детей. Директор входит в совет по должности, но он не имеет права быть председателем совета.
«Единого стандарта полномочий управляющего совета не существует, -- рассказал «Времени новостей» Анатолий Пинский. -- Каждая школа сама определяет, что решает общественность, а что директор. Разделение полномочий между директором и управляющим советом фиксируется в уставе школы, который в свою очередь должен быть заверен учредителем учебного заведения».
По мнению авторов проекта, организация управляющих советов не только вернет родителей в школу как активных участников учебного и воспитательного процесса, но и сделает прозрачной экономику образовательного учреждения, то есть поставит под контроль все деньги спонсоров и родителей, к чему многократно призывал реформаторов образования и президент.
В пилотном проекте Минобразования принимают участие шесть регионов, среди которых Красноярский край, Республика Карелия, Тамбовская область, Московская область, Южный административный округ Москвы и Ярославская область. Сегодня около 80 школ участвует в министерской программе, еще 70 просят включить их в эксперимент. Несколько сотен школ перешли на новую систему управления по собственной инициативе.
В отдаленном будущем планируется, что управляющие советы будут обязательны для всех школ, за исключением малокомплектных сельских. Предыдущий состав депутатов Госдумы даже успел проголосовать за законопроект, согласно которому уже к 2007 году все учреждения среднего образования будут должны перейти на новую схему. Однако команда министра образования Андрея Фурсенко предложила вначале все же окончить эксперимент, а затем уже говорить о сроках. По словам Анатолия Пинского, сейчас никаких окончательных дат не ставится. Однако все ветви власти постепенно подталкивают директоров школ к тому, чтобы создавать управляющие советы.
«Сейчас обсуждается национальный образовательный проект, который выдвинул Владимир Путин, -- сказал Анатолий Пинский. -- В нем, в частности, планируется выделить гранты из федерального бюджета трем тысячам школ. И в числе обязательных критериев для соискателей грантов записано наличие в школе органа государственно-общественного управления. А это как раз и есть управляющие советы».
Кирилл ВАСИЛЕНКО