|
|
N°158, 31 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЕС подкрался незаметно
Что даст России «большая Европа»
О проблемах, с которыми может столкнуться Россия после вступления в ЕС стран Центральной и Восточной Европы, корреспонденту газеты «Время новостей» ОЛЬГЕ АНТОНОВОЙ рассказал заместитель министра экономического развития и торговли МАКСИМ МЕДВЕДКОВ.
-- Насколько Россия готова к вступлению в ЕС стран Восточной Европы, наших традиционных торговых партнеров?
-- Есть разные точки зрения. С одной стороны, присоединение к ЕС стран Центральной и Восточной Европы, Прибалтики приведет к созданию единого экономического пространства, вне которого окажется Россия. Эти страны будут вынуждены изменить свою торговую политику, использовать нормы ЕС, в том числе импортные и таможенные тарифы и антидемпинговое законодательство. Это может привести к росту торговых барьеров между Россией и присоединяющимися странами, что, естественно, нанесет нам экономический ущерб. С другой стороны, рынок расширится, станет более прозрачным, и российские товары, если они на него попадут, увеличат свою покупательную способность. Россия от этого выиграет. На территории этих стран будут применяться понятные для большинства наших операторов условия торговли, экономического взаимодействия. Наверное, это тоже хорошо. Мы уже начали консультации с Комиссией ЕС. У нас есть общее понимание, что надо определить конкретные проблемы, которые могут возникнуть в случае расширения ЕС, и вместе посмотреть, как их можно решить и как смягчить процесс расширения, избежав негативных последствий для России.
-- О каких проблемах идет речь?
-- Есть три блока. Первый -- это таможенные тарифы. Мы проанализировали существующую тарифную политику стран Прибалтики и Восточной Европы и ту тарифную политику, которая будет у них после расширения. Мы определили ключевые группы товаров, экспорт которых будет сталкиваться с худшими условиями. Мы передали эти исследования -- достаточно объемный материал -- нашим партнерам. Они сейчас готовят либо подтверждение, либо опровержение этих фактов на основе своей статистики. Консультации пройдут в октябре. Второй момент -- это антидемпинговые процедуры. Наша позиция заключается в том, что в отношении товаров традиционного экспорта России в страны Центральной и Восточной Европы, которые сейчас вы свободно найдете на территории этих стран, но которые сталкиваются с антидемпинговыми мерами на территории ЕС, должен быть какой-то преференциальный режим. И у нас с коллегами есть понимание, что о какой-то форме мы можем договориться. Сейчас я не могу сказать о какой.
-- Не можете, потому что она не понятна?
-- Она прощупывается. Но пока не завершены консультации, немножко рано об этом говорить. Третий вопрос -- поставки энергоносителей. Это вопрос более острый, чем все остальные. Потому что наши товары, ядерное топливо например, сталкиваются с квотами, совершенно для нас непонятными. Рынок ядерного топлива -- вот реальная проблема. Вторая проблема -- в поставке газа и электроэнергии. У ЕС есть директивы, которые ограничивают ввоз энергоносителей из одной страны, если доля достигает уровня критической зависимости. После расширения ЕС директивы распространятся и на страны Восточной Европы. Нам надо договорится об условиях их применения.
-- Осложнятся ли транзитные перевозки через страны Центральной Европы?
-- Нет. По нашему мнению, ситуация не ухудшится, а может быть, даже в чем-то улучшится. Сейчас режим транзита в наших двухсторонних соглашениях не определен. А так он будет определен нашим соглашением о партнерстве с ЕС -- и это в принципе свобода транзита. Для нас это важно.
-- А может ли после расширения измениться позиция ЕС в отношении антидемпинговых процедур, защитных мер? То есть станет ли она жестче?
-- Вы знаете, пока не известны условия, на которых будет происходить расширение.
-- А сроки?
-- Говорят о 2004 годе как о первой волне, но неясно, будут ли эти сроки соблюдены. Думаю, что к этому времени мы уже должны решить с ЕС наболевший вопрос о рыночном статусе российской экономики, потому что всему есть какой-то логический предел.
-- А как на Россию повлияет введение евро в 2002 году?
-- Если бы я знал, я был бы богатым человеком.
Беседовала Ольга АНТОНОВА