|
|
N°202, 31 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Братья по уголовному делу
В Екатеринбурге началась борьба за местную Рублевку
Среднеуральская элита c интересом следит за развитием конфликта вокруг одной семьи. Но речь идет не об очередном сериале, а о конфликте двух братьев Капчуков и свердловской областной прокуратуры. Значимость конфликту придает тот факт, что близнецы пользуются безоговорочной поддержкой председателя регионального правительства Алексея Воробьева, а также собираются строить на берегу екатеринбургского озера Шарташ местную Рублевку ценой более 900 млн евро.
Причины уголовного преследования 33-летних Капчуков кроются в событиях 1997 года. Тогда правительство региона и Свердловская железная дорога договорились о проведении взаимозачета: в счет налогов СвЖД бралась купить кабинету министров квартиру в Москве. Все документы по взаимозачету подписал премьер Алексей Воробьев, а счет в Балтийском транзитном банке (г. Рига) СвЖД указал управделами кабинета Сергей Туруновский. Из материалов дела следует, что железная дорога деньги на счет перевела, но спустя четыре года г-н Туруновский объявил заключенное соглашение ничтожным и обвинил СвЖД в его невыполнении. В последовавшем суде железная дорога доказала свою правоту, обнародовав документы о перечислении средств. Правительству пришлось отменять свои претензии.
Уже тогда появилась первая неофициальная информация, что средства железнодорожников были использованы Сергеем и Константином Капчуками в личных целях. По странному стечению обстоятельств одновременно с перечислением 2 млрд неденоминированных рублей в рижский банк невеста сотрудника представительства области в Москве Сергея Капчука приобрела квартиру в Москве. Но в 2001 году, когда появились претензии правительства к СвЖД, никаких доказательств взаимосвязи двух фактов найдено не было. Были только предположения. В марте нынешнего года ситуация кардинально изменилась: в прокуратуру области поступили документы из Риги, согласно которым счет, на который в 1997 году попали средства железной дороги, принадлежал лично Константину Капчуку. Следователи вновь начали расследование дела по статье "мошенничество". Член следственной бригады на условиях анонимности рассказал, что в материалах дела помимо Капчуков значатся гг. Воробьев и Туруновский, но оба проходят как свидетели, уже объявившие: «Братья ввели нас в заблуждение».
Поговорить с обоими Капчуками следователи пока не могут. На днях Константин Капчук пропустил допрос в прокуратуре, а его брат Сергей последний раз встречался со следователями весной. Старший помощник прокурора области Виктор Яксон рассказал, что за неявку к следователю Константин Капчук арестован и теперь находится в СИЗО №1, а поскольку местонахождение его брата неизвестно, Сергей Капчук объявлен в федеральный розыск. Прокуратура обладает данными о его нахождении за рубежом, поэтому в ближайшее время будут подготовлены документы о начале международного розыска свердловчанина.
История уголовного дела, лишь один обвиняемый в котором обладает официальным статусом (Сергей Капчук -- депутат региональной палаты представителей), наверняка не привлекла бы широкого внимания, если бы не несколько моментов. По логике связей в местной власти выходит, что любые проблемы г-на Капчука -- атака на премьера Алексея Воробьева. В 2001 году расследование по квартирному делу нанесло существенный удар по репутации главы правительства. В вышедшей огромным тиражом газете «Д.С.П.» появился материал, автор которого пытался понять, как молодой симпатичный клерк представительства области в Москве смог получить квартиру с санкции г-на Воробьева. И приходил к выводу о наличии некой личной связи между двумя свердловчанами. Этот материал появился как нельзя вовремя -- премьер как раз набирал политический вес, готовился к выборам губернатора. Урон имиджу был нанесен настолько серьезный, что ни в каких избирательных кампаниях Алексей Воробьев не участвует до сих пор.
Поэтому новые проблемы Сергея Капчука большинство местных наблюдателей воспринимает как очередные трудности Алексея Воробьева. Между тем сами братья эту версию не поддерживают. Через своего представителя они передали в СМИ версию, которую считают основной. «Вопрос с квартирой давно решен -- Константин Капчук погасил все долги перед СвЖД, правительство области отказалось от квартиры. Дело тут в новом проекте Капчуков, -- утверждает представитель братьев, просивший не называть его имени ввиду проходящего расследования. -- В августе их новая фирма «Луара» подписала с областным министерством госимущества договор аренды. На 49 лет близнецы получили 75% прибрежной территории екатеринбургского озера Шарташ. Это очень живописные места. Сейчас сотка земли здесь стоит 5 тыс. долл., а братья хотят построить местную Рублевку и довести цену до 10 тыс. евро».
По информации областного министерства госимущества, арендатор «Луара» получил 7,5 млн кв. м. земли около озера Шарташ. Договор аренды был зарегистрирован в Главном управлении федеральной регистрационной службы Министерства юстиции по Свердловской области 17 октября. «Против проекта Капчуков выступают мэрия Екатеринбурга и ее строительные организации. Они сами претендуют на площадку и требуют от Сергея продать «Луару». Важная деталь -- прокуратура оживилась сразу после регистрации договора. В этот же день был арестован Константин Капчук, а его брат объявлен в федеральный розыск», -- замечает представитель обвиняемых. Он считает, что выйти из-под давления братья смогут, только продав «Луару» и отказавшись от прибыли 900 млн евро, на которую рассчитывали, начиная проект.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург