Время новостей
     N°202, 31 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.10.2005
«Родиной не торгуют»
Через 13 лет после войны Северная Осетия и Ингушетия все еще далеки от межнационального согласия
Ровно 13 лет назад на территории России начался первый открытый вооруженный конфликт между двумя этническими группами. На улицах селений Пригородного района Северной Осетии вспыхнули бои между осетинскими и ингушскими ополченцами. Противостояние продлилось насколько дней, потребовало ввода в зону конфликта регулярных армейских частей, унесло жизни более 500 человек и привело к этнической чистке. В результате которой из Северной Осетии в Ингушетию ушли, по разным оценкам, от 30 до 60 тыс. беженцев. Многие из них до сих пор так и не вернулись в свои дома.

Спустя 13 лет после конфликта ситуация на границе двух республик остается напряженной, и выясняется, что усилия, предпринятые федеральным центром для урегулирования кризиса 1992 года, способствовали не столько его разрешению, сколько более или менее глубокой заморозке. После прошлогодней террористической атаки на школу №1 в североосетинском Беслане стало очевидно, что заморозка эта может и отойти. С осетинской стороны административной границы, до сих пор больше напоминающей линию фронта, возобновились разговоры о создании отрядов самообороны, с ингушской начались митинги протеста. К счастью, до открытого противостояния дело так и не дошло. Но и сейчас существуют обстоятельства, которые могут всерьез помешать выполнению поручения Владимира Путина разобраться с осетино-ингушской ситуацией до конца 2006 года и даже способствовать распространению конфликта на ряд сопредельных территорий.

Общественность Ингушетии в течение последних нескольких месяцев проявляет беспокойство по поводу возможного рассмотрения Конституционным судом РФ запроса о соответствии Конституции России закона «О реабилитации репрессированных народов». Запрос был внесен в августе североосетинскими парламентариями и пока остается без движения -- очевидно, что первая же попытка судей коснуться этого вопроса приведет к вспышке напряженности.

Конфликт в Пригородном районе действительно непосредственно связан со сталинской этнической политикой на Кавказе. До депортации 1944 года район административно относился к Ингушетии, а после выселения ингушей отошел к Осетии. В 1957 году, после того как ингушам было разрешено вернуться на их земли, район так и остался в подчинении Владикавказа (тогда Орджоникидзе). В 1991 году Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов». В третьей статье закона говорилось, что репрессированные народы имеют право на территориальную реабилитацию, то есть на «восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения». В шестой статье того же закона уточнялось, что территориальная реабилитация подразумевает мероприятия по восстановлению насильственно измененных границ на основе волеизъявления самих репрессированных. Эти положения, собственно, и дали ингушам в начале 1990-х годов полное юридическое основание претендовать на возвращение территории Пригородного района в состав Ингушетии.

Поскольку расследование обстоятельств боев осенью 1992 года было фактически прекращено Генпрокуратурой, невозможно с уверенностью сказать, кто в действительности первым начал стрелять: ингуши, решившие восстанавливать свое «национально-государственное образование», или осетины, испугавшиеся остаться без части территории, которую привыкли считать своей. Но в любом случае очевидно, что закон о реабилитации продолжает оставаться вполне легальным основанием для требований пересмотра границы. С точки зрения североосетинских парламентариев, предложивших Конституционному суду проверить конституционность этого акта, третья и шестая статьи последнего противоречат Конституции России. В частности, статьям 67 и 102, из которых явствует, что границы между субъектами федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Осетинская сторона считает, что правовая коллизия должна быть немедленно устранена, поскольку ее сохранение создает предпосылки для возникновения других возможных конфликтов в и без того неспокойном регионе Северного Кавказа. По логике их ингушских оппонентов, как раз ревизия закона может привести к новым столкновениям. Дело в том, что помимо чеченцев и ингушей к репрессированным народам на Кавказе относятся балкарцы и карачаевцы. Балкарцы, как известно, составляют меньшинство в Кабардино-Балкарии, недавно подвергшейся атаке боевиков, и имеют целый ряд нерешенных территориальных споров со своими соседями кабардинцами. Доминирующее положение карачаевцев в Карачаево-Черкесии делает эту проблему менее актуальной для них, но и карачаевцы, вне всякого сомнения, не будут приветствовать ревизию главного реабилитационного закона. Во всяком случае, представители балкарской и карачаевской общественности, с которыми удалось поговорить корреспонденту «Времени новостей», к возможному пересмотру закона относятся весьма скептически.

Но самым активным противником ревизии остается, естественно, Ингушетия. После целой серии обращений -- письма президенту России от жителей лагеря вынужденных переселенцев в селении Майское, обращения в Конституционный суд сенатора от Ингушетии Иссы Костоева, открытого письма ингушского преподавательского корпуса первым лицам страны -- в конце прошлой недели было опубликовано заявление общественного движения «Ахки-Юрт».

«Пусть не тешат себя иллюзиями те, кто предпринимает отчаянные и противоправные попытки сохранить ингушские земли в составе Северной Осетии, -- говорится в тексте заявления. -- Мы никогда не согласимся с аннексией своих земель. Родиной не торгуют. Пригородный район -- это колыбель ингушского народа, это исконная родина ингушей, которую наши предки защищали от различных захватчиков. Мы избрали честный и законный путь решения этой важной для нашего народа проблемы и дальше будем добиваться достижения своей стратегической цели исключительно политическими, правовыми средствами, в том числе и с помощью Европейского суда по правам человека».

Характерно, что движение «Ахки-Юрт», которое весной этого года презентовалось официальными ингушскими источниками как оппозиционное, на этот раз, по сути, отражает точку зрения республиканской власти. Во всяком случае, президент Мурат Зязиков в недавнем интервью «Времени новостей» специально остановился на законе о реабилитации: «Как только что-то происходит на юге России, сразу раздаются голоса, что надо этот закон убрать, изъять и подвергнуть ревизии. Я считаю, что это просто кощунство перед памятью безвинно убиенных людей. Этот закон касается не только ингушского народа, он касается 13 репрессированных народов. Россия сегодня выбрала демократический путь развития и осудила акты тоталитарного режима».

Часть северокавказских наблюдателей полагают, что запрос осетинского парламента на самом деле был инициирован полпредством президента в Южном федеральном округе. Существует даже версия, что дать ход этой теме было решено после того, как ее подняли «Матери Беслана» во время их сентябрьских встреч с полпредом Дмитрием Козаком, а затем и с президентом Владимиром Путиным. В администрации Южного федерального округа, кстати, не исключают, что полпредство включит закон о реабилитации в число нормативных актов, требующих изменения и дополнения. Полпредство, как и федеральный центр, продолжает видеть конечную цель осетино-ингушского урегулирования в возвращении всех беженцев при сохранении существующей административной границы: последнее Дмитрий Козак не раз подчеркивал, встречаясь с президентами обеих республик. Но люди, живущие по обе стороны от этой административной границы, имеют свой взгляд на этот вопрос.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Ингушетии