|
|
N°201, 28 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Пусть жалуется Ходорковский"
Московские адвокаты отказали Минюсту и Генпрокуратуре
Защитники Михаила Ходорковского сохранили свой адвокатский статус, который у них пытались отобрать Генпрокуратура и Минюст. За юристов вступились их коллеги, и вчера совет адвокатской палаты Москвы единогласно отказался исключить из адвокатских рядов Антона Дреля, Елену Левину и Дениса Дятлева. "Они полностью реабилитированы", -- заявил журналистам член совета Генрих Падва, который оказался единственным адвокатом экс-главы ЮКОСа, на статус которого государство не покушалось.
Напомним, что по запросу первого замгенпрокурора Юрия Бирюкова «Росрегистрация» направила в палату письмо с требованием лишить юристов статуса. В связи с тем, что они не явились на рассмотрение кассационной жалобы г-на Ходорковского, им инкриминируют неуважение к суду. Ведь в Мосгорсуде его интересы по требованию самого бизнесмена представлял только Генрих Падва, к которому затем присоединился Юрий Шмидт (вопрос о его статусе еще предстоит рассмотреть его питерским коллегам). Аргументы же других адвокатов опального олигарха, заявивших, что у них были заключены договоры с г-ном Ходорковским лишь на участие в процессе на стадии предварительного следствия и первой инстанции, прокуратура и Минюст проигнорировали.
Зато они показались убедительными квалификационной комиссии Адвокатской палаты Москвы, которая в минувшую пятницу не усмотрела в действиях Дреля, Левиной и Дятлева нарушений закона об адвокатуре и Кодекса адвокатской этики. Теперь ее решение утвердил совет палаты. "Это конечное решение. Если будут приниматься попытки лишения статуса этих адвокатов, то это незаконно, -- заявил президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. -- Если совет палаты принял решение в пользу адвокатов, «Росрегистрация» уже не сможет оспаривать его в суде. В декабре 2004 года вступили в силу поправки к закону "Об адвокатуре", согласно которым обратиться в суд с требованием о прекращении статуса адвоката можно лишь, если Адвокатская палата не рассмотрела этот вопрос в течение трех месяцев".
Упомянутые г-ном Резником поправки были приняты с подачи юридического сообщества, которое, стремясь к независимости, пыталось избавиться от излишней опеки Минюста. «Если речь идет о ненадлежащей защите, то пусть клиент адвоката и оспаривает в суде решение совета, ссылаясь на то, что нарушен его частный интерес, -- заявил "Времени новостей" член совета Адвокатской палаты Москвы Константин Скловский. -- Минюст же может обжаловать решение, если нарушен публичный интерес, когда речь не идет о защите конкретного лица. Что касается неуважения к суду, которое, по утверждению прокуратуры и «Росрегистрации», было проявлено Дрелем, Дятлевым и Левиной, то оно должно было выразиться в нарушении закона. А здесь закон был соблюден. Они могли участвовать в суде лишь как защитники Ходорковского. А для этого должно быть волеизъявление клиента. Представители «Росрегистрации» не смогли сослаться ни на один закон, согласно которому юрист, защищавший человека на стадии следствия и в суде первой инстанции, обязан и дальше представлять его интересы». Впрочем, г-н Скловский не исключил, что Минюст по-другому истолкует закон и все же обжалует решение совета в суде.
Юрий КОЛЕСОВ