|
|
N°158, 31 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Солнечный круг, небо вокруг
В середине августа с полигона ВМФ США на гавайском острове Кауаи поднялся в воздух необычный самолет, похожий на длинный прозрачный бумеранг с 14 моторами. Не истратив ни капли бензина, беспилотный летательный аппарат Helios, построенный калифорнийской фирмой AeroVironment, поставил абсолютный рекорд высоты полета -- 29,4 км. Используя лишь энергию солнца, он затратил на подъем до этой высоты 5 часов и еще 9,5 часа -- на спуск к земле. Специалисты полагают, что в идеальных условиях Helios способен достичь высоты 31,4 км.
Впрочем, рекордный полет «солнечного самолета» еще не сулит немедленной революции в гражданской или военной авиации. Helios взлетает с неспешностью велосипеда и летает со скоростью 30--50 км в час. Несмотря на огромный размах крыла в 75 метров (это больше, чем у Boeing-747 или военно-транспортного С-5), аппарат весит лишь 700 кг. Ни по грузоподъемности, ни по дальности, ни по скорости полета Helios не может соперничать с царящими в небе «пожирателями керосина». Более того, даже самая небольшая тучка или заслоняющая солнце дымка делает его взлет проблематичным -- в таких условиях солнечным батареям просто не хватает мощности.
При этом Helios все же имеет шансы дать начало новому направлению в авиации и космонавтике. Непрерывный четырехдневный полет аппарата запланирован на 2003 год, в будущем речь может идти о его беспосадочном кружении над землей в течение многих месяцев. Конструкторам осталось решить вопрос с аккумулированием энергии для ночного полета -- пока Helios держится на своих батареях лишь пару часов после заката солнца. Предполагается, что для этого будет задействован принцип электролиза в замкнутом цикле -- днем энергия солнца будет использоваться для расщепления молекул воды на кислород и водород, ночью обратная реакция соединения водорода и кислорода будет производить воду и энергию для полета.
После решения этой проблемы у «солнечного самолета» могут появиться реальные заказчики. Фирма-разработчик AeroVironment уже создала дочернюю компанию SkyTower Inc., которая займется продвижением коммерческих проектов по использованию машины в области телекоммуникаций. Производитель рекламирует новинку как «спутник для бедных» -- за какой-то миллион долларов (настоящий спутник связи стоит в 10--20 раз дороже) клиент сможет поднять в небо платформу для ретрансляции сигналов с земли. Метеорологи и экологи могли бы использовать аппарат для контроля над земной атмосферой, отслеживать возникновение ураганов, следить за состоянием озонового слоя. Военные наверняка не устоят перед искушением попробовать использовать его для разведки в роли «атмосферного спутника» -- Helios практически бесшумен и незаметен для радаров. Однако NASA обращает особое внимание на испытания новинки на высоте 30--30,5 км над землей. Как считают ученые, степень разреженности атмосферы на этой высоте делает ее похожей на марсианскую. Американцы мечтают запустить «солнечный самолет» над Марсом для детального изучения загадочной красной планеты.
Александр Тимофеев