|
|
N°201, 28 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не ультиматум, а вопрос
ШОС не нужны стереотипы "холодной войны"
«Шанхайская организация сотрудничества никогда не станет военным блоком», -- заявил вчера исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан. Он встретился с журналистами, чтобы подвести итоги состоявшегося в среду в Москве заседания совета глав правительств ШОС. Напомним, что в состав этой организации входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
На июльском саммите в Астане ШОС призвала страны антитеррористической коалиции в Афганистане «определиться с конечными сроками временного использования» военных баз на территории государств -- членов ШОС. После этого американские консерваторы заговорили о ШОС как восточном варианте НАТО, нацеленном на подрыв мирового влияния Вашингтона. Впрочем, полного изгнания войск США из Средней Азии не произошло. Разгневанное западным давлением руководство Узбекистана указало американцам на дверь, тогда как Киргизия предпочла ничего не менять и оставить на своей территории базу США.
Вчера Чжан Дэгуан пояснил, что декларация саммита ШОС была не ультиматумом, а скорее вопросом о том, когда же иностранцы собираются завершить операцию в Афганистане и покинуть регион. «Всем интересно, когда это будет», -- заметил исполнительный секретарь ШОС, добавив, что «не надо смотреть на этот вопрос с точки зрения «холодной войны». «Холодная война» давно закончилась, и мы должны полностью отказаться от такого образа мышления», -- заявил Чжан Дэгуан. Сохранение американских баз в Киргизии не повлияет на отношение ШОС к этой стране, сказал он. Но при этом подчеркнул, что безопасность региона носит неделимый характер, и «то, что происходит в Киргизии, касается не только Киргизии».
Однако в еще большей степени всего региона касается ситуация в Афганистане, не являющемся членом ШОС. Отвечая на вопрос «Времени новостей», Чжан Дэгуан сказал, что взаимодействие ШОС с Кабулом уже началось, а формы сотрудничества обсуждались еще в 2004 году, когда президент Хамид Карзай принял участие в ташкентском саммите в качестве гостя. Г-н Чжан сообщил, что работа по созданию контактной группы ШОС--Афганистан близится к завершению. «Мы разработали проект регламента деятельности этой контактной группы и направили его афганскому правительству. Предварительный ответ уже получен, и принципиальных расхождений по этому проекту нет», -- пояснил Чжан Дэгуан, отметив, что оставшиеся вопросы носят технический характер. Исполнительный секретарь ШОС подчеркнул, что организация уделяет все большее внимание борьбе с наркотрафиком, подпитывающим деньгами деятельность террористов. «Производство наркотиков в Афганистане не уменьшается, а, по некоторым данным, наоборот, увеличивается", -- отметил Чжан Дэгуан.
Собирается ли ШОС пополнить свои ряды новыми членами, прежде всего за счет четверки стран-наблюдателей в лице Монголии, Ирана, Индии и Пакистана? Эти государства не скрывают своего желания повысить уровень присутствия в ШОС. В частности, прибывший в Москву для наблюдения за мероприятием ШОС премьер-министр Пакистана Шаукат Азиз заявил вчера: «Сейчас мы находимся на первой фазе интеграции. Первая ступень -- это статус наблюдателя. Но, конечно, мы стремимся и желаем стать полноправным членом ШОС».
Чжан Дэгуан сообщил «ВН», что вопрос о полноправном членстве ему задавали представители стран-наблюдателей еще в Астане -- сразу же после того, как ШОС допустила к наблюдению за своей работой Дели, Исламабад и Тегеран. Однако правовой базы для приема новых членов у организации нет, и официальные переговоры на эту тему даже не начинались. «Мы не то что не хотим, мы просто не в силах браться за этот вопрос», -- сказал нашей газете Чжан Дэгуан. Чтобы не оставлять наблюдателей в стороне от жизни ШОС, он предложил разработать механизм привлечения предпринимателей из этих стран к участию в экономических проектах организации.
Неторопливость ШОС в вопросе о расширении является скорее благом, чем недостатком. Например, недавнее скандальное антиизраильское заявление президента Ирана явно не соответствует устремленности ШОС на противодействие экстремизму. Если ШОС не сможет убедить своего наблюдателя из Тегерана в том, что призывы «стереть с карты мира» суверенное государство пагубны и бесперспективны, разговор о полномасштабном членстве Ирана в организации будет явно преждевременным.
Да и ряды наблюдателей вряд ли пополнятся в ближайшее время. «Официальных заявок от желающих стать наблюдателями в ШОС пока больше не поступало, но многие страны и организации проявляют к этому интерес», -- сказал «Времени новостей» специальный представитель президента России по делам ШОС, посол по особым поручениям Виталий Воробьев. Ранее среди интересующихся упоминались Таиланд, Турция, Шри-Ланка, Республика Корея, Япония и США, а также АСЕАН и ЕС.
Александр ЛОМАНОВ