|
|
N°158, 31 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не про это
Телевизор станет в Индии противозачаточным средством
После того как в прошлом году население Индии перевалило за миллиард, политикам пришлось искать новые пути ограничения роста рождаемости. Новейшую разработку представил на днях встревоженным парламентариям министр здравоохранения Такур.
Как сообщает The Times of India, министр рекомендовал заняться проблемой «темноты ночи» -- по его мнению, отсутствие ночных развлечений толкает индийцев к действиям, ведущим к дальнейшему приумножению их рядов. Такур напомнил, как случившееся однажды длительное отключение электричества в Нью-Йорке привело к локальному бэби-буму. «Развлечение является важной частью демографической политики, мы хотим, чтобы люди смотрели телевизор», -- сказал он. На вопрос лидера одной из партий о том, будут ли беднякам специально предоставляться дешевые телевизоры, министр сообщил, что правительство рассмотрит этот вариант.
В начале 1950-х годов независимая Индия стала первой страной третьего мира, принявшей программу сокращения рождаемости на государственном уровне. Формально демографическую политику Дели нельзя признать несостоятельной -- за прошедшие полвека число детей у среднестатистической женщины сократилось с 6 до 3,5. Однако за это же время население выросло втрое, и рост его продолжается. При нынешних темпах к 2020 году Индия обойдет Китай, а к 2050 число ее жителей удвоится и достигнет двух миллиардов.
Индия -- страна демократическая, что ограничивает политиков в выборе средств для достижения поставленной цели. Простых людей до сих пор пугают воспоминания о том, как в конце 1970-х в условиях чрезвычайного положения проводилась насильственная стерилизация. Политики, в свою очередь, вынуждены помнить о том, что недовольство народа силовыми действиями новоявленных мальтузианцев обернулось в 1977 году унизительным поражением партии Индиры Ганди. В 80-е годы власти сменили репрессии и принуждение на пассивно-выжидательную позицию. Лишь в середине 90-х власти перенесли акцент с контроля над размером семьи на мероприятия по охране материнства и детства, активизировалась пропаганда лозунга идеальной семьи «Хум до, хамаре до» («Двое нас, двое наших»).
Однако таким путем рождаемость было возможно сократить лишь в районах с достаточно высоким уровнем грамотности. На юге страны добились относительно большого прогресса, но четыре северных «больных» штата, как их называют в Индии, не отреагировали на новую политику сокращением деторождения. Эксперты бьют тревогу -- население Бихара, Мадхья Прадеш, Раджастана и Уттар Прадеш составляет уже 40% от общенационального, что угрожает развитию всей страны. Даже управленцы высшего звена в этих штатах не желают ограничивать размеры потомства до разумных переделов -- к примеру, министр тюрем самого перенаселенного штата Уттар Прадеш стал недавно отцом десятого ребенка.
Власти собираются сокращать рождаемость, максимально учитывая тонкости местной психологии. Как сообщало со ссылкой на индийский минздрав агентство Reuters, бесплатная раздача презервативов оказалась неэффективной -- в отдельных районах до 75% бесплатных «специзделий» было выброшено или использовано в качестве домашних тапочек. С другой стороны, развитие альтернативного «социального маркетинга» пробудило во многих потребителях интерес как к противозачаточным таблеткам, так и к резиновым изделиям. В этом случае контрацептивы не совали кому попало, а продавали за небольшую часть реальной стоимости, создав им предварительной рекламой привлекательные брэнды (от народных марок «Радость» или «Возьми меня» до дорогой «Кама-сутра», рассчитанной на читающих интеллектуалов).
Министр Такур развил эту тему в применении к задачам текущего момента -- индийские мужчины неохотно пользуются средствами контрацепции, однако мужские противозачаточные таблетки уже разработаны государственным институтом и скоро поступят в продажу. Чтобы новые таблетки пошли в ход, правительство будет вести разъяснительную работу относительно равенства полов, дабы привить мужчинам чувство ответственности за прирост населения. Если же пропаганда будет вестись по телевидению и будет увлекательной, прикованные ночной порой к голубым экранам индийцы просто неизбежно отвлекутся от исполнения супружеского долга.
Александр ТИМОФЕЕВ